Казаки по природе своей православные

Православное казачество

Православное казачество

Споры о необходимости возрождения казачества в Оренбуржье не утихают до сей поры. Однако, если посмотреть, что сделано казаками для возрождения Православия – основы духовности и нравственности русского народа – можно сказать, что цель возрождения оренбургского казачества уже достигнута.

ХРАМ КАЗАЧЬЕГО ПОЛКОВНИКА ЧЕРНОМЫРДИНА

Виктор Степанович Черномырдин, председатель Правительства Российской Федерации c 1992 по 1998 годы, был казачьего рода, о чем никогда не забывал. Происходил он из станицы Черный Отрог, что в 75 километрах от Оренбурга. Поэтому, как только началось возрождение оренбургского казачества, он по мере сил и возможностей поддерживал это движение. Лично присутствовал на казачьих кругах. Имел чин казачьего полковника. Помогал организовывать станицу в родном селе. И вообще, в духе казачьих традиций, помогал украшать и обустраивать родное село.
А когда стало возрождаться Православие – решил построить в селе новый храм апостола Иоанна Богослова. Благодаря помощи известного земляка, здание в Черном Отроге возвели быстро – всего за два года. Более того, на освящение новопостроенного дома Божия Виктору Степановичу удалось испросить у Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о милости его пребывания в это время в Оренбургской и Бузулукской епархии. Оренбуржцы (в том числе и казаки) до сих пор помнят об этом визите. Особенно – о встрече с Патриархом в Свято-Троицкой Обители Милосердия соседнего Саракташа накануне освящения черноотрожского храма (но об этом чуть позже).
Стоит отметить, что и после постройки храма (освященного Патриархом Московским и веся Руси Алексием II 6 сентября 1996 года) Виктор Степанович не оставил его без внимания. Как отмечает настоятель прихода Иоанна Богослова протоиерей Геннадий Корниенко, Виктор Степанович передал в храм немало святынь – икон, мощей – помог с росписью. Можно сказать, что он был не только строителем, но и устроителем храма.
Так, в мае 2006 года, в престольный праздник храма, сюда были доставлены иконы святых благоверных князей Александра Невского и Даниила Московского с частичками их мощей. А митрополит Одесский и Измаильский Агафангел преподнес в тот день в дар мощевик с частичками мощей всех Киево-Печерских Отцев. Божественная литургия тогда проводилась двумя архиереями – митрополитом Одесским и Измаильским Агафангелом (Саввиным) и митрополитом Оренбургским и Бузулукским Валентином (Мищуком). Естественно, на службе присутствовали казаки не только из Черного Отрога, но и из Саракташа и Оренбурга…
Кстати, митрополит Оренбургский и Бузулукский Валентин (Мищук), вспоминая о Викторе Степановиче, отмечал, что Черномырдин всегда очень уважительно относился к духовенству. Теплые отношения сложились у него с покойным владыкой Леонтием (Бондарем), которому премьер-министр подарил машину. «Он не стыдился креститься, – подчеркивает владыка Валентин, – он был верующий человек, он и причащался, и у меня только теплое отношение к нему».

КАЗАКИ В ОБИТЕЛИ МИЛОСЕРДИЯ

Добрым словом вспоминает Виктора Черномырдина и настоятель Свято-Троицкой Симеоновой Обители Милосердия протоиерей Николай Стремский. Виктор Степанович помогал и его семье – самой многодетной семье в России, где воспитывалось 70 приемных детей (сейчас в семье проживает 43 ребенка). В 90-е годы в дом, где они жили, кто-то бросил бутылку с зажигательной смесью. Дом сгорел полностью, с документами и вещами. Дети и родители не пострадали, поскольку все были на службе в храме… Узнав об этом, Черномырдин, бывший в то время премьер-министром России, просто дал денег, которых хватило на постройку нового дома. А кроме того, он подарил для детей микроавтобус «Газель» (исправно работал долгие годы).
Если же говорить о казаках, то в Свято-Троицкой Симеоновой Обители Милосердия они уже стали привычным явлением. Как было сказано выше, еще во время визита Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 6 сентября 1996 года, они стремились в Саракташ на встречу со Святейшим. Причина вполне объяснимая: подойти к Патриарху и взять у него благословение хотели все верующие Оренбургской епархии. Но в Оренбурге это было затруднительно по причине большого скопления народа. А вот в Саракташе, у отца Николая Стремского, это стало возможным. Даже на общей фотографии с Патриархом Алексием II представительство казаков заметно.
Стоит отметить, что и в церемонии встречи митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (нынешнего Патриарха Московского и всея Руси) в 2007 году казаки также принимали активное участие.
И это вовсе не случайные явления. Ведь атаман Спасского станичного общества войсковой старшина Виктор Стремский и настоятель Свято-Троицкой Симеоновой Обители Милосердия протоиерей Николай Стремский – родные братья.
– Наши родители с младых ногтей учили нас жить с Богом, – говорит атаман Виктор Стремский. – К тому же, лично мне всегда нравилась казачья форма. Наверное, потому что в роду у нас были казаки. Поэтому, и как православный, и как казак, я прекрасно понимаю, что без веры ни казачество, ни Россия в целом не то что жить – существовать не смогут. И я был рад, когда отец Николай благословил меня на создание казачьего общества.
И теперь казаки Саракташа привычны на богослужениях и на всех мероприятиях в Свято-Троицкой Симеоновой Обители Милосердия. Они участвуют во всех крестных ходах, а также поддерживают порядок во время больших православных праздников и визитов VIP-гостей, которых в Обители бывает немало, что сейчас представляется вполне естественным. Поскольку обычный сельский приход за двадцать лет сумел пройти путь от ветхого храма праведного Симеона Верхотурского до настоящего православного комплекса, в котором уже четыре храма. В том числе Свято-Троицкий собор – на треть уменьшенная копия взорванного в тридцатые годы Казанского кафедрального собора в Оренбурге – символа казачьей столицы.
В сооружение этого комплекса внесли свою лепту и казаки. К примеру, атаман Виктор Стремский является также экономом Свято-Троицкой Обители. Активно в подготовке и проведении всех мероприятий участвует казачий полковник Александр Тецков, помощник настоятеля Обители по общим вопросам. Заметны и другие представители казачества.
Все это и обусловило тот факт, что новый атаман Оренбургского войскового казачьего общества – казачий генерал Владимир Романов – сразу после получения от Патриарха Московского и всея Руси Кирилла хоругвей для Оренбургского войскового казачьего общества и по прибытии на историческую родину оренбургского казачества в феврале 2011 года направился прямиком в Свято-Троицкую Симеонову Обитель Милосердия поселка Саракташ, где его ожидала торжественная встреча с духовенством, представителями всех казачьих обществ района и гостями из Оренбурга.

ХРАМ ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА

Еще одним важным пунктом программы визита войскового атамана было посещение хутора Голодникова, что в Оренбургском районе.
Надо сказать, что личность войскового старшины Михаила Петровича Голодникова в Оренбургском казачестве не просто известная, а, можно сказать, легендарная. Поскольку он первый в войске организовал хутор, в котором все население – казаки.
Естественно, что казаки надумали возвести в своем хуторе храм. Название выбрали подобающее – в честь великомученика Георгия Победоносца, покровителя воинства российского. Фундамент его 6 мая 2006 года, в будущий престольный праздник, освящал лично митрополит Оренбургский и Бузулукский Валентин, который затем присутствовал на казачьем круге с участием тогдашнего атамана ОВКО казачьего полковника Владимира Глуховского.
Примечательное событие произошло непосредственно перед чином освящения. Владыка, обращаясь к атаману Голодникову, сказал: «У меня есть поручение от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II – вручить Вам орден преподобного Серафима Саровского третьей степени. Этой награды Вы удостоены за организацию центра реабилитации для больных наркоманией и алкоголизмом». И тут же приколол орден к кителю чуть растерявшегося атамана. Это, кстати, был уже второй орден, полученный атаманом от Патриарха. Первый – святого князя Даниила Московского – был вручен Голодникову за укрепление православной веры.
Храм строился достаточно быстро. Хотя и с некоторыми искушениями. Дело в том, что земля, которая отводилась церкви, значилась за лечебным учреждением. Для ее переоформления подключались многие. В том числе и районные власти, которые на тот момент возглавлял казачий полковник Иван Павлычев (в 2011-2013 годах – товарищ атамана ОВКО, заместитель председателя Правительства Оренбургской области по военно-патриотическому воспитанию и казачеству).
Что касается средств на строительство, то это, отмечает настоятель храма иерей Максим Ситнов, была поистине народная стройка. Были, естественно, и серьезные меценаты, но и простые люди отдавали на стройку чуть ли не последнее. И такая жертва, несомненно, была замечена Всевышним.
И вот 6 мая 2010 года митрополит Оренбургский и Бузулукский Валентин совершил освящение храма. При этом ему сослужило не только оренбургское духовенство, но также митрофорный протоиерей Михаил Протопопов и протоиерей Гавриил Макаров из Австралийско-Новозеландской епархии.
Гости с Зеленого континента не просто прибыли в Оренбург. Они привезли икону великомученика Георгия Победоносца, которую передал в родные края оренбургский казак – сын белого офицера Дмитрий Речкалов (ныне – атаман австралийской Сводно-Казачьей станицы в Новом Южном Уэльсе).
Икона принадлежала Оренбургскому казачьему войску, ее наши земляки вывезли в Китай. Вначале она находилась в городе Кульдже, а после гибели атамана Александра Дутова – в Манчжурии. После прихода в Китай советских войск, хранитель иконы Дмитрий Речкалов вывез святыню в Австралию и до последнего времени хранил ее у себя дома в Сиднее.
После встречи в 2008 году с казачьим полковником Иваном Павлычевым, когда тот приезжал для возвращения в Россию двух полковых знамен Уральского казачьего войска (одно из них сейчас находится в Москве, а другое – в краеведческом музее Оренбурга), Речкалов задумался о передаче на Родину и образа Георгия Победоносца.
– Решение о передаче иконы далось господину Речкалову очень непросто, – отмечал протоиерей Гавриил Макаров. – Окончательно все стало известно лишь за три дня до нашего отъезда в Россию.
– Глубоко символично, что икона Георгия Победоносца была доставлена в Оренбург именно в день великомученика Георгия Победоносца, – продолжал митрофорный протоиерей Михаил Протопопов, – и передана в храм Георгия Победоносца, где мы участвовали в Литургии, которую совершал митрополит Оренбургский и Бузулукский Валентин.
Сейчас «австралийская» икона Георгия Победоносца является главной святыней новопостроенного храма поселка Караванного. Другая святыня – широко почитаемая жителями всего Приуралья Табынская икона Божией Матери.

К ТЕБЕ, ТАБЫНСКАЯ, ПРИБЕГАЕМ…
Дела православного казачества

Дела православного казачества

В 2010-м году оренбургские казаки совершили важное историческое деяние, которое еще только предстоит осмыслить, – возродили Большой крестный ход с Табынской иконой Божией Матери. Это важно хотя бы потому, что, как говорил преподобный Серафим Саровский, Россия спасется крестными ходами.
Крестный ход с Табынской иконой Божией Матери, по инициативе православных верующих, начался 19 мая 2010 года, по благословению митрополита Оренбургского и Бузулукского Валентина и архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона, из храма Тихвинской иконы Божией Матери в Оренбурге. Первоначально предполагалось, что это будет малый крестный ход, который планировалось завершить в день явления иконы Заступницы на Святых ключах возле города Красноусольска, что в Башкортостане.
Однако оренбургские казаки решили продолжить благое начинание. Ревнителем этого стал войсковой старшина Константин Крылов из Верхнеуральска. Казаки загодя заказали полноразмерный список Табынской иконы Божией Матери и соорудили специальные носилки.
С момента написания образа перед ним ежедневно читались акафисты и псалмы духовным наставником оренбургских казаков схимонахом Илией (Ретинским) и самими казаками. С иконой было совершено несколько крестных ходов в Тверскую область, на место восстановления древнего Николо-Антоньевского монастыря и в город Кронштадт. Таким образом шла подготовка к основному событию – Большому крестному ходу.
И вот 4 июня 2010 года (девятая пятница по Пасхе) Большой крестный ход с образом Божией Матери «Табынская» вышел со Святых ключей – места ее явления. За четыре месяца казаки прошли по территории Республики Башкортостан, Челябинской области, побывали на праздновании в честь святых Царственных страстотерпцев в Екатеринбурге, на месте упокоения последнего русского монарха в Ганиной Яме. Все передвижения крестоходцев были совершены по благословению правящих архиереев соответствующих епархий, а также председателя Синодального комитета РПЦ по взаимодействию с казачеством, ныне митрополита Ставропольского и Невинномысского, Кирилла (Покровского).
В начале сентября крестоходцы вновь вступили на территорию Оренбургского отдела ОВКО, чтобы, в соответствии с традицией, в день Рождества Пресвятой Богородицы быть в столице Оренбургского казачьего войска.
Пребывание в столице Оренбургского казачества с полным основанием можно назвать торжеством Пресвятой Богородицы. 21 сентября, по окончании Божественной литургии, которую совершил митрополит Оренбургский и Бузулукский Валентин в сослужении духовенства, казачья икона приняла участие в традиционном для Оренбурга крестном ходе, присоединившись к четырем иконам Божией Матери «Табынская» из оренбургских храмов.
Крестный ход с пятью иконами Богородицы прошел от Никольского кафедрального собора до Поклонного креста у Дома Советов (место взорванного большевиками Казанского собора) и обратно в Никольский собор с остановками для чтения Евангелия у Поклонного креста, на улице Советской (Николаевской) и у здания Оренбургской духовной семинарии.
После возвращения в Никольский кафедральный собор принесенная Табынская икона (также пешим крестным ходом) была перенесена в храм Табынской иконы Божией Матери Введенского прихода на набережной Урала. Здесь она находилась до 29 сентября. При этом дважды в день пред ней читались акафисты.
Затем началось трехдневное путешествие иконы по улицам и храмам города. По благословению митрополита Оренбургского и Бузулукского Валентина, в местах остановки иконы совершались молебны.
В целом, за время пребывания в Оренбурге Табынская икона кругом обошла город, посетив при этом восемь городских храмов. Пешим ходом по улицам города было пройдено более 25 километров. Нелишним будет напомнить, что во все дни пребывания в Оренбурге стояла прекрасная осенняя погода. Испортилась она лишь в день выхода иконы.
Скажем также, что отнеслись с большим пониманием и оказали огромную помощь в проведении данного мероприятия работники администрации Оренбурга, а также сотрудники милиции общественной безопасности и ГИБДД города.
На территории Оренбургского отдела крестный ход находился четыре месяца, пройдя 2500 километров по историческим территориям Оренбургского и Уральского казачьих войск. Население принимало начинание не просто хорошо, а зачастую со слезами радости. При этом икону встречали не только православные, но и мусульмане, как это было в дореволюционных крестных ходах (последние, понятно, не крестились, но под икону становились все равно). Что касается казачества, то пред Богородицей были все равны: именно во время крестного хода забывались все современные междоусобицы (зачастую искусственно созданные). Люди просто шли и молились. Богородица объединяла всех.
Ну а верующих людей переполняли чувства. «Благодать! Чудо! Радость!» – только и могли они говорить при виде крестного хода. Крестоходцев встречали очень уважительно. К ним подходили совершенно незнакомые люди, старались помочь, кормили, благодарили, предлагали помыться в бане и отдохнуть. А священники говорили примерно так, как сказал в проповеди настоятель храма Георгия Победоносца села Логачевка Тоцкого района иерей Георгий Шестерин: «Благодарите казаков за возрождение крестного хода с Табынской иконой Божией Матери. Молитесь за себя, за детей… Жизнь так сложилась на сегодня, что только Православная Церковь и власти, при поддержке казачества, способны остановить беспредел, гуляющий по человеческим головам и смущающий неокрепшие души, остановить алкоголизм и пьянство, наркоманию и проституцию, безнравственность и бандитизм, преодолеть неверие».
27 декабря 2011 года крестоходцы перешли с территории Оренбургской области в Республику Башкортостан, чтобы на Пасхальной неделе прибыть в село Табынское – место, которое Икона сама себе избрала. Таким образом, за 10 месяцев пути Икона преодолела более шести тысяч километров и прибыла в свой удел 28 апреля.

СВЯТЫЕ КАЗАКИ, МОЛИТЕ БОГА О НАС…

На пасху 2011 года в Издательском доме «Димур» вышла книга «Дивен Бог во святых своих». Издание посвящено 80-летию со дня мученической кончины Макария Оренбургского и 20-летию Свято-Троицкой Симеоновой Обители Милосердия поселка Саракташ и является продолжением основанной протоиереем Николаем Стремским серии книг «Мученики и исповедники Оренбургской епархии» (первые три книги увидели свет в 1998, 1999 и 2000 годах).
Достойное место в этом издании заняло и казачество. Так, отдельные статьи посвящены уже прославленным преподобному Варсанофию Оптинскому (в миру – полковник Оренбургского казачьего войска Павел Иванович Плиханков); мученику Феодору Дмитриевичу Захарову (родился в потомственной казачьей семье в поселке Углицкий Челябинского уезда). Готовится к канонизации архимандрит Варнава (Василий Георгиевич Калашников), который происходит из казачьей семьи станицы Переволоцкой (Оренбургский отдел). Он был расстрелян в ночь на празднование Входа Господня в Иерусалим, 5 апреля 1931 года, вместе с единственным прославленным в епархии священномучеником Макарием Оренбургским (Квиткиным).
Присутствуют казаки и в списке 895 священнослужителей, монашествующих и благочестивых мирян, репрессированных в богоборческие годы. Оренбургское казачество представлено также в материале, рассказывающем о проезде по территории Оренбургского войска Наследника Цесаревича и Августейшего атамана Николая Александровича в 1896 году.

Опубликовано в периодических изданиях:
1. Журнал «Православный Духовный Вестник Саракташского благочиния» 
№ 2 (60) за июль – декабрь 2011 года
На ту же тему
 К посетителям сайта

Книги можно приобрести в Оренбургском информационном центре по адресу: г. Оренбург, ул. Советская, 27 (под башней с курантами)

Свежие записи
Святой Владимир над Обителью Милосердия
Саракташской Обители Милосердия — 25 лет
Профессия инженер-журналист
Оренбургская епархия в прошлом. 1743 — 1917 годы
Гонения советского периода в Оренбургской епархии
Слово дилетанта © 2018   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх