Бузулукский Спасо-Преображенский мужской монастырь

Слово дилетанта
3 августа 2015
Монастыри, Православие
Спасо-Преображенский мужской монастырь (историческое фото)

Спасо-Преображенский мужской монастырь (историческое фото)

Бузулукский Спасо-Преображенский мужской монастырь был образован к середине XIX века в результате духовных и материальных усилий жителей г. Бузулука и Бузулукского уезда возле Атаманской горы в нескольких километрах от города. Поэтому иногда монастырь назывался подгородним. Интересно, что в народном предании эти места уже носили сакральный характер. Там в начале XIX века собирались первые общины ревнителей уединённой жизни, которым слышался звон незримых колоколов. Эти ревнители выкопали пещеры.

Современный храм на пещерах

Современный храм на пещерах

Открытие монастыря в трёх верстах от Бузулука, утверждённое императором Николаем I и Святейшим Синодом состоялось 4 октября 1853 года и стало важным событием на административно-географическом пространстве Самарского Заволжья и Южного Приуралья. На тот момент братская община уже насчитывала до 55 человек. Её распорядитель, попечитель и основатель Поликарп Рыжих указом Самарской духовной консистории был назначен исполняющим обязанности настоятеля, а 9 мая (по его собственным словам, а по другим данным – 29 марта 1854 года) был пострижен в мантию под именем Палладий. Другой активный организатор общины Мефодий Рыжих был пострижен в монашество 20 июня 1854 года под именем Мартирий. Богослужения в устроенном из дома с мезонином храме Смоленской иконы Божией Матери проводил священник села Тримихайловского (совр. Сухоречка).
Монастырю было выделено 150 десятин земли, озеро Каютино, мельница и т.д. Для устроения общины на началах известных общежительных монастырей по просьбе Самарского архиерея в Бузулук прибыл уставщик Глинской пустыни, ученик знаменитого игумена Филарета (Данилевского, †1841), иеромонах Аполлинарий, которого вскоре возвели в сан игумена. С ним же прибыло несколько послушников.
После назначения 25 марта 1854 года настоятелем игумена Аполлинария, началась активная работа по созданию проектной документации культовых и хозяйственных построек монастыря. План и проекты, составленные архитекторами, прошли согласования в департаменте публичных и общественных зданий МВД и были утверждены императором. В дореволюционный период истории монастыря на его территории и в окрестностях было построено несколько десятков зданий.
Украшением обители и её округи были Казанский собор, освящённый 13 сентября 1861 года и колокольня 28 саженей высоты с устроенной во втором ярусе Преображенской церковью освященные 14 сентября 1869 года. 19 сентября 1882 года освящён деревянный храм во имя святителя Николая Чудотворца (за ветхостью первоначальный деревянный храм Смоленской иконы Божией Матери был перенесён на обширную площадь монастыря, перестроен и переименован). В 1903 году был построен храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на пещерах, освящение которого было приурочено к торжественному празднованию 50-летия основания обители.
Сами пещеры представляют собой подземные коридоры и кельи, где жили подвижники. Собственно, с подземных келий и начинался монастырь. 29 июня 1875 года в пещерах состоялась беседа великого русского писателя Л.Н. Толстого со старцами. Впечатления о посещения монастыря отображены в переписке писателя.
Основной архитектурный комплекс монастыря включал в себя все храмы обители, за исключением церкви на пещерах, которая находилась на другом склоне монастырского холма. Внутри ограды имелось пять корпусов, занятых братией. Два из них имели особое назначение. Один был занят под трапезную, в другом верхний этаж занимал настоятель с казначеем, нижний отведён под просфорню. С 1869 года в монастыре существовала церковно-приходская школа. Она размещалась в башне за алтарём собора. С восточной, южной, западной сторон монастырь был обнесён высокой оградой, по углам которой возвышались башни. Каждая из них имела помещения для нескольких монахов. За оградой было множество служебно-хозяйственных построек. Также около ограды на средства Оренбургского генерал-губернатора В.А. Перовского (1794–1857) и Самарского епископа Евсевия (1808–1883) была устроена часовня «Живоносный источник».
Казанский собор имел четырёхугольную форму с полукруглым алтарём. Изящно смотрелся трёхъярусный, на голубом фоне с позолотой иконостас. Большая часть икон его была греческого письма. Над красиво украшенными Царскими вратами был помещён Владимирский образ Божией Матери. Объектами паломничества являлись чудотворный список с иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и располагавшиеся в самом соборе погребения выдающихся настоятелей монастыря: игумена Аполлинария (1809–1864) и архимандрита Нифонта (1819–1896). Они являлись продолжателями традиций Глинского монашества, а игумен Аполлинарий был ещё до революции включён в список подвижников благочестия Российской империи.
Монастырь имел важное духовное значение для жителей Оренбургской и Самарской губерний. По уставу почитаемых в православном мире Глинской и Софрониевой пустынь (преемство от которых вёл Бузулукский монастырь) велись службы и была устроена монашеская жизнь. Каждый год его посещало несколько десятков тысяч паломников, начиная от губернаторов, представителей дворянства, интеллигенции и заканчивая крестьянами. В обители, как исторически ценная редкость, сохранялись фелонь и два стихаря малинового бархата с золотыми оплечьями и коронами, присланными в дар обители в 1862 году Её Императорским Величеством Императрицей Марией Александровной.
С момента установления советской власти монастырь действовал под видом сельхозартели, но с/х угодья были переданы в ведение уездного земельного отдела. В 1920 году в монастыре числилось 44 монаха и послушника (9 иеромонахов, 2 схимонаха, 3 иеродиакона, 15 монахов). В 1928 году Средневолжский областной административный отдел расторг договор с монастырём на пользование храмами. В 1929 году монастырь закрыли, на его территории поочерёдно открылись коммуна, а затем колония для беспризорников. В 1920–1930-е годы братия монастыря была подвергнута репрессиям. Бузулукская епархия РПЦ готовит материалы по канонизации последнего настоятеля монастыря игумена Кирилла (Макарова, расстр. В 1930 году) и схимонаха Максима (Пилипцова, расстр. В 1937 году). Однако известно, что репрессированных монахов было гораздо больше, и сейчас в этом направлении ведутся исследования.
Настоятели монастыря в XIX–XX веках:
1853–1854 годы – Палладий (Рыжих);
1854–1865 годы – игумен Аполлинарий (Лукашёв);
1865–1896 годы – архимандрит Нифонт (Рева);
1896–1898 годы – игумен Михаил;
1898–1905 годы – архимандрит Христофор (Яснецкий);
1905–1914 годы – игумен Модест;
1914–1917 годы – игумен Димитриан (Иванин);
1917–1918 годы – иеромонах Герасим (Казаков);
1918–19… годы – игумен Пантелеймон (Пресняков);
…–1929 годы игумен Кирилл (Макаров).
До 2011 года на исторической территории монастыря действовала исправительная колония для несовершеннолетних, с июня 2011года – ФКУ «Исправительная колония №2» (женское исправительное учреждение). К сожалению, несмотря на все декларации, монастырь не был возвращён Русской Православной Церкви.
За годы советской власти и даже в 2000-е годы исторический архитектурный комплекс монастыря понёс значительные потери. Часть храмов разрушена до основания. Сохранились здание Казанского собора без культовых архитектурных элементов и ещё несколько зданий, которые нуждаются в срочной защите. Сохранившиеся здания являются выявленными объектами культурного наследия в соответствии со списком вновь выявленных памятников истории и культуры регионального значения.

Детская воспитательная колония, что расположена на территории монастыря в наши дни

Детская воспитательная колония, что расположена на территории монастыря в наши дни

Возрождение монастырских традиций, в том числе и материального наследия, ведёт приход храма Спасо-Преображения г. Бузулука во главе с игуменом Виталием (Климовым). 17 октября 2003 года, в день 150-летия даты официального открытия монастыря, в молитвенной комнате Воспитательной колонии игумен Виталий совершил Божественную литургию и благодарственный молебен. За богослужением пели сёстры возрождаемой Тихвинской обители. За основной монастырской оградой располагались храм над пещерами и часовня «Живоносный источник», которые были разрушены в XX веке. К 2014 году расчищено около 200 метров подземных коридоров, обнаружены фрагменты подземной кладки, которая была восстановлена. Работы начались с расчистки 12-метровой шахты, обложенной кирпичом с проёмами для вкладки элементов винтовой лестницы. В коридорах найдены две кельи, пространство под часовню, фрагменты строительных инструментов и осветительных приборов, массивный параманный крест, который выкован из железа и принадлежал, очевидно, одному из подвижников. Новый храм был возведён на прежнем месте. 28 июля 2006 года впервые после восьмидесятилетней тишины над окрестностями Атаманской горы вновь раздался колокольный звон. Вскоре была вновь выстроена часовня. На базе Спасо-Преображенского прихода с 1999 года действует Иоанно-Богословская православная школа. При учреждении в 2011 году Бузулукской епархии директор школы и педагогический коллектив образовали отдел религиозного образования и катехизации. Духовенство Спасо-Преображенского храма организовало епархиальный отдел по тюремному служению.
С момента своего прибытия в 2012 году на Бузулукскую кафедру епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий уделяет особое внимание Спасо-Преображенской общине.
27 мая 2012 года при большом стечении православных жителей г. Бузулука епископ Алексий совершил чин освящения Спасо-Преображенского храма, а 5 августа 2012 года – храма на пещерах. 12 сентября 2013 года на исторической территории Спасо-Преображенского Бузулукского мужского монастыря была отслужена Божественная литургия, посвящённая 160-летию со дня официального основания обители. Торжественное богослужение было совершено на площади перед полуразрушенным Казанским собором – основным храмом монастыря. Для службы под открытым небом с южной стороны собора был устроен помост, установлен временный алтарь и жертвенник. По периметру были растянуты баннеры с изображением Спасителя, Пресвятой Богородицы, ветхозаветных и евангельских святых, византийских и русских святителей. На службе было около
200 человек – духовенство, сотрудники службы исполнения наказаний и женщины, отбывающие наказание в ИК №2. Восстановленные святыни Бузулукского Спасо-Преображенского монастыря пользуются почитанием православных жителей Оренбургской области и других регионов России. Бузулучане уже давно считают святые пещеры и часовню на роднике местными достопримечательностями. Епархиальное управление ищет способы возвращения исторического комплекса монастыря Русской Православной Церкви.

Автор: Сергей Колычев, кандидат исторический наук,
руководитель пресс-службы Бузулукской епархии

Приведено по материалам издания:
Оренбуржье православное: история и современность. – Оренбург, 2014.

На ту же тему
 К посетителям сайта

Книги можно приобрести в Оренбургском информационном центре по адресу: г. Оренбург, ул. Советская, 27 (под башней с курантами)

Свежие записи
Святой Владимир над Обителью Милосердия
Саракташской Обители Милосердия — 25 лет
Профессия инженер-журналист
Оренбургская епархия в прошлом. 1743 — 1917 годы
Гонения советского периода в Оренбургской епархии
Слово дилетанта © 2018   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх