Из истории Православия в Бугуруслане

Общий вид Бугуруслана

Общий вид Бугуруслана

В 1746 году первый губернатор Оренбурга Иван Иванович Неплюев в составе специальной Оренбургской экспедиции объезжал неосвоенные просторы губернии и выбирал места, благоприятные для новых поселений. В их числе оказалось место при слиянии рек Большой Кинель и Малой Богорослан, где и была основана в 1748 году Богоросланская слобода, в которой уже через пять лет действовала Никольская церковь. Об этом свидетельствует и И.П. Рычков, в 1769 году посетивший эту местность: «Дворов обывательских в ней более 120, одна деревянная церковь и несколько торговых лавок». Слобода расположилась вблизи пересечения двух крупных торговых путей, что успешно отразилось на местной торговле. Здесь стали ежегодно проводить крупные ярмарки – Десятопятницкую, в десятую пятницу по Пасхе, и осеннюю – Симеоновскую. Постепенно торговые традиции крепли, развивались, способствуя становлению Бугуруслана как крупного торгового центра. В 1781 году Бугуруслан получил статус уездного города. К 1843 году в Бугуруслане было две церкви, десять улиц и две площади, 583 жилых дома, из них только 17 каменных. Жителей в городе насчитывалось 3589 человек, из них 33 (!) – духовного звания, офицеров и чиновников – 165, купцов – 833, мещан – 1191, крестьян – 808, солдат – 258.
С 1 (14) января 1851 года по Высочайшему указу Государя Императора Николая I была образована Самарская губерния, в которую от Оренбургской отошёл Бугуруслан с уездом, а также уезды Бузулукский и Бугульминский. Близость Бугуруслана к губернскому городу Самаре благотворно повлияла на дальнейшую перспективу развития города, как в материальном, так и в духовном плане. Несмотря на распространённое сектантство, у населения наблюдался духовный подъём, приверженность к православной вере. В городе и уезде усилиями и стараниями верующих создавались православные приходы, возводились и благоукрашались храмы. По указу Святейшего Синода от 3 (16) февраля 1860 года за №2970 в Бугуруслане была основана женская община. Указом Святейшего Синода от 11 (24) сентября 1874 года за №2519 эта община была преобразована в Покровский женский общежительный монастырь. Не позднее 1862 года было открыто духовное училище, в котором обучались студенты из Бугурусланского, Бугульминского и части Бузулукского уездов. На 1869 год их значится более 200. Населения на 1859 год в Бугуруслане числилось 6019 человек, в уезде – 230 905, а на 1897 год уже 12 109 и 395 008 человек соответственно. В 1887 году на обширной территории Бугурусланского уезда располагалось 105 храмов, не считая городских. За последующие 30 лет их количество значительно возросло.
В городе Бугуруслане в дореволюционный период действовали церкви:
• Никольская деревянная 1753 года постройки;
• трёхпрестольный Спасо-Вознесенский центральный городской собор, выстроенный в 1825 году вместо сгоревшей Никольской церкви, статус собора он получил в 1859 году, в 1867 году при нём была открыта первая в Бугуруслане воскресная школа;
• Михаило-Архангельская, освящённая 21 сентября (4 октября) 1869 года;
• Успенская кладбищенская, освящённая 5 (18) сентября 1834 года;
• при духовном училище;
• при женской гимназии;
• при тюремном замке, который в 1869 году посетил епископ Самарский и Ставропольский Герасим (Добросердов). Здесь же на должность церковного старосты в 1893 году был утверждён мещанин Димитрий Иванович Седов;
• единоверческая Введенская, выстроенная отчасти на средства, завещанные московской потомственной почётной гражданкой Параскевой Медынцевой и освящённая 5 (18) сентября 1893 года;
• единоверческая Михайловская;
• домовые церкви в церковно-приходских школах и училищах.
Были в Бугуруслане и две староверческие церкви, в то же время упоминаются церкви в гарнизоне, Никольская и Александро-Невская («церковь на Слободке»). Помимо храмов, в городе было построено несколько часовен, одна из них была построена на Соборной площади в память избавления в
1866 году императора Александра II от угрожающей ему опасности.
В Покровском женском монастыре было 4 храма:
• однопрестольный храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» – «Скорбященский», как его именовали: построен в 1860 году, освящён 6 (19) октября 1866 года и 22 сентября (5 октября) 1877 года после случившегося здесь пожара;
• однопрестольная полукаменная церковь Рождества Иоанна Крестителя, обустроенная после пожара в «Скорбященском» храме при корпусе игумении и освящённая 3 (16) февраля 1877 года, в связи с постройкой нового храма в 1899 году она была упразднена;
• соборный трёхпрестольный храм Покрова Божией Матери, освящённый 9 (22) августа 1867 года, правый его придел во имя святого благоверного князя Александра Невского был освящён 26 августа (8 сентября) 1884 года, левый – во имя великомученика Пантелеимона, освящён 12 (25) июля 1887 года;
• трёхпрестольный Троицкий храм, освящённый 7 (20), 8 (21) и 9 (22) февраля 1899 года. Главный придел во имя Святой Троицы и святого благоверного князя Михаила Черниговского, правый придел в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» и преподобной Ангелины, княгини Сербской, левый – святителей Митрофана Воронежского, Тихона Задонского, Гурия Казанского и Феодосия Черниговского. Храм строился на средства екатеринбургского купца первой гильдии Михаила Фёдоровича Рожнова. Епископ Самарский и Ставропольский Гурий (Буртасовский) отмечал благолепие и величественность этого семнадцатиглавого собора: «Таких немного можно найти и в губернских городах».

Автор: А.М. Сладков

Приведено по материалам издания:
Оренбуржье православное: история и современность. – Оренбург, 2014.

На ту же тему
 К посетителям сайта

Книги можно приобрести в Оренбургском информационном центре по адресу: г. Оренбург, ул. Советская, 27 (под башней с курантами)

Свежие записи
Святой Владимир над Обителью Милосердия
Саракташской Обители Милосердия — 25 лет
Профессия инженер-журналист
Оренбургская епархия в прошлом. 1743 — 1917 годы
Гонения советского периода в Оренбургской епархии
Слово дилетанта © 2018   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх