Из истории Православия в Западном Оренбуржье

БУЗУЛУК И БУЗУЛУКСКИЙ УЕЗД В 1736–1917 ГОДЫ

Общий вид Бузулука

Общий вид Бузулука

Церковная история края открывается с начала русского освоения Оренбуржья, с момента организации деятельности «Известной» (Оренбургской) экспедиции И.К. Кирилова. Территориальное расширение государства служило и целям защиты христиан на приграничных территориях.
В 1736 году было положено начало Самарской линии крепостей, или же Самарской дистанции. При устройстве дистанции река Самара была использована в качестве непрерывного препятствия, а вдоль реки, с интервалом в 20–30 вёрст сооружались земляные и деревянные крепости (1736 год – Бузулукская, Красносамарская, Борская и уже позднее Новосергиевская, Сорочинская, Тоцкая и Ольшанская).
14 (25) апреля 1737 года И.К. Кирилов скоротечно умер, а его тело было погребено у Никольского придела, с левой стороны Казанского (старого) собора г. Самары. Заложенные первым начальником Экспедиции и его тестем, флотским офицером П.С. Бахметевым (П.С. Бахметев шёл по приказу И.К. Кирилова из Самары навстречу его отряду и заложил Красносамарскую и Борскую крепости) по Самарской линии крепости стали военными пунктами. Но, в то же время, они были и военными поселениями, где часть личного состава гарнизона – казаки и принимавшиеся в них на жительство люди (часто они были беглыми крестьянами), были домовладельцами и земледельцами. Эти же люди являлись носителями русской культуры и вероисповедания. Часть населения гарнизонов составляли и представители других национальностей, но их процент был незначительным. Так, на 1 июня 1737 года в Бузулукской крепости числилось 300 человек. Из них 78 были казаками из Яицкой и Сакмарской казачьих общин (с преобладанием Яицких казаков), 185 человек из разночинцев, 6 человек ссыльных и 31 человек из группы инородцев (калмыков, уфимских татар и ногайцев).
Одновременно с устройством крепостей в них на казённый счёт возводились храмы. По малочисленности населения и отсутствии средств, храмы нового края своим внешним видом более походили на бедно обставленные часовни, но они же открыто возвещали об утверждении на новых землях христианской веры. Устроители Оренбуржья заботились о скорейшем строительстве и умножении православных храмов в крае. В них проводились общественные богослужения, верующим преподавались спасительное учение веры и Таинства.
Первый храм в Бузулукской крепости был возведён во имя Архангела Михаила, которого яицкие казаки считали своим небесным покровителем. Дальнейшее храмостроительство в Бузулукском крае можно рассматривать, опираясь на опубликованные ещё до революции (1898 год) сведения. Возможно, что первой церковью, возведённой за пределами крепостных стен Бузулука, стала двухпрестольная (престол во имя Всех Святых и придельный престол во имя свт. Димитрия Ростовского) деревянная церковь в селе Ляхово (Всехсвятское). Село было основано в 1760 году, а время застройки храма датируется 1761 годом. Однако при исследовании истории села Державино, застроенного на выделенных в 1753 году «на корма» подполковнику Оренбургского Ландмилицкого полка Р.Н. Державину (отцу Г.Р. Державина), было выявлено, что «храмозданная грамота» на постройку церкви в Смоленском (ещё одно историческое название села) была выдана в Казанской консистории вдове Романа Николаевича – Фёкле Андреевне в 1759 году. Время постройки этого храма неизвестно. Но при этом установлено, что в 1778 году эта церковь деревянной постройки уже обветшала, что и побудило Гавриила Романовича обратиться к митрополиту Казанскому и Свияжскому Вениамину с просьбой о разрешении строительства новой каменной церкви.
В селе Жданово, основанном в 1752 году, во второй половине XVIII века было возведено сразу два храма: церкви во имя свт. Николая – в 1771 году и во имя Святой Живоначальной Троицы в 1784 году. В селе Карамзино (Преображенское), где по некоторым сведениям родился великий русский историк Н.М. Карамзин, также было возведено две церкви: во имя свт. Николая – в 1776 году тщанием помещика Михаила Карамзина – отца великого русского историка Н.М. Карамзина (впоследствии церковь за ветхостью была обращена в часовню и перенесена на кладбище, а в 1857 году «в том же наименовании застроилась новая церковь каменная», информации о том, было ли закончено это строительство, не имеется); Преображенская церковь – 1786 году (тщанием прихожан в 1862 году перестроена). В селе Булгаково деревянная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери была построена в 1777 году (тщанием помещика Булгакова, в 1863 году по причине ветхости перестроена усилиями прихожан). В селе Племянниково в 1779 году тщанием секундмайора Племянникова была построена церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
Таким образом, по имеющимся на сегодня сведениям, установлено, что с момента устройства Самарской линии крепостей в 1736 году и до завершения XVIII столетия на исторической территории Бузулукского края была возведена 21 церковь в 16 населённых пунктах. Восемь церквей было возведено в крепостях вдоль новой Московской дороги, а ещё восемь церквей (во второй половине XVIII века) – в деревнях на помещичьих землях в северной части края. Такая географическая расположенность связана с тем, что под защитой гарнизонов крепостей и из-за уменьшения военных опасностей и тревог служилые люди, получавшие во владение земли в Бузулукском крае, стали переселять сюда крестьян из внутренних территорий России. И это заселение началось с северной и северо-восточной части будущего Бузулукского уезда, т.е. той части, которая примыкала к будущему Бугурусланскому и Самарскому уездам Самарской губернии.
К 1800 году в Бузулуке и уезде насчитывалось 32 церкви. В городе, а также в Борской, Ольшанской, Тоцкой, Сорочинской, Новосергиевской и Красносамарской крепостях действовали так называемые «ружные» церкви. 26 приходских храмов насчитывалось в Кинельской, Саврушской, Сарбайской слободах и сёлах: Державине, Булгакове, Михайловке, Ляхове, Жданове, Гасвицком, Языкове, Чертанлыке, Племянникове, Геранкине, Домашкине, Грачёвке, Обухове, Страхове, Подбельском, Смолькове, Вечканове, Исакове, Кроткове, Стюхине, Неклюдове, Сок-Кармале, Полибине. Однако при анализе этого списка выявлены населённые пункты, которые входили в состав будущего Бугурусланского уезда. Это обстоятельство указывает на тот факт, что границы Бузулукского благочиния какоето время превышали границы уезда. Впоследствии такая ситуация была исправлена.
В 1812 году в епархии был поднят вопрос о переразграничении Правленских округов. На основании «протокола» от 11 августа 1815 года все церкви Бугурусланского уезда были отнесены к Бугульминскому духовному правлению и от ведения Оренбургского духовного правления было отчислено семь Бугурусланских церквей, находившихся ранее в Бузулукском благочинии: Кинельской, Черкасской, Сарбайской, Саврушской слободах и сёлах – Ключёвке, Аделакове, Городецком и Тимашеве. Количество храмов в Бузулукском уезде превышало количество храмов на других территориях Оренбуржья. Здесь было множество имений, в которых помещики ставили церкви за свой счёт в первые же годы основания крестьянских поселений.
Всего во второй половине XVIII века в Бузулукском крае зафиксировано 45 населённых пунктов (вместе с крепостями). Пик появления селений пришёлся на 1770– 1780е годы. Но, как известно, на это же время приходятся годы Пугачёвского бунта и преодоления его разрушительных последствий.
Некоторые из эпизодов этого времени известны. Когда в октябре 1773 года в с. Ляхово прискакал конный отряд пугачёвцев, то они, по свидетельству местного священника Петра Степанова, разграбили помещичий двор. 1 ноября после церковной службы собравшиеся перед церковью 500 крестьян приняли присягу самозванцу «Петру III». Причём, по имеющимся данным, текст присяги зачитывал священник церкви с. Карамзина Моисеев.
Н.М. Чернавский отметил разрушительную силу Пугачёвской смуты, которая, по его словам, «…прошла разрушительным потоком по Оренбургскому краю и сопровождалась кровопролитными схватками, возбуждением народных страстей недовольной инородческой и раскольнической массы, сожжением и разорением многих селений и церквей с поруганием последних».
Большим разрушением подверглась и Бузулукская крепость, которую с ноября 1773 года занимал со своим отрядом пугачёвский полковник Арапов, а в феврале 1774 года освобождали правительственные войска под командованием генерал-майор Мансурова. В некоторых источниках указывается, что селения Бузулукского уезда были совсем разорены.
Обе первые церкви Бузулукской крепости сгорели в страшном пожаре, случившемся в Бузулуке 26 мая 1785 года. Впоследствии, в 1791 году была выстроена вновь церковь во имя Архистратига Михаила. В дальнейшем эта церковь, в которой был устроен придел во имя свт. Николая Чудотворца обветшала, вследствие чего в 1862 году с прежней главной площади (ныне Никольский садик (в советское время Пионерский садик)) она была перенесена на ярмарочную площадь (ныне на этом месте находится КРЦ «Галактика»). Храм перенесли, обновили, расширили трапезную (при живом и деятельном участии Бузулукского 2-й гильдии купца Василия Ивановича Блинникова) и также устроили в нём два престола: главный (холодный) – в честь Покрова Пресвятой Богородицы (освящён 25 октября 1864 года), и престол в трапезной (тёплый) во имя свв. первоверховных апостолов Петра и Павла. В Михаило-Архангельской церкви были и молились в 1824 году Государь император Александр I (Благословенный), а в 1837 году тогда ещё наследник, впоследствии Государь Александр II (Освободитель).
Надо сказать, что не только бузулукские церкви страдали от пожаров. В описях фонда Оренбургского духовного правления встречаются дела, которые свидетельствуют о пожарах церквей в Сорочинской, Ольшанской и Тоцкой крепостях. В 1742 году со всей утварью сгорела церковь в Сорочинской крепости.
До 1800 года Бузулук, как и практически весь Оренбургский край, состоял в управлении Казанской епархии. Управление внутри этих округов (заведывание над церквями и духовенством) до 1764 года производилось так называемыми поповскими старостами.
В своём известном труде Н.М. Чернавский обозначил этапы складывания и развития церковно-административного устройства Оренбургского края. В XVIII веке стали утверждаться духовные правления (прежде Заказы) – подведомственные консистории органы управления. Эти старосты стали называться сначала заказчиками, а потом благочинными (благочинный, как правило, управлял округом в составе 30–40 церквей), или десятоначальниками (округ, состоявший из десяти церквей, – отсюда и название). Духовные правления по своему замыслу должны были представлять собой коллегиальные учреждения, но фактически стали протопопскими канцеляриями, состоявшими из собственно протопопа (заказчика – десятоначальника – благочинного) и его канцеляриста. Как присутственные учреждения, духовные правления в своих помещениях должны были иметь стол, покрытый синим сукном, «зерцало», а также печать с изображением орла и соответствующей надписью.
Таким образом, западная часть Оренбургской губернии (после административного разделения 1850 года) и примыкающие к ней территории образованной Самарской губернии, то есть исторические земли Бузулукского уезда, были подведомственны Оренбургскому духовному Правлению.
«…Город Оренбург и все ближайшие к нему линейные крепости, расположенные в округах Оренбургском и Бузулукском, а частию и Верхнеуральском, подчинены были при основании линии (в 1734 году) и после 1764 года высшему ведению Казанских архиепископов».
В 1799 году, в пределах Оренбургской губернии учреждена Оренбургская и Уфимская епархии, с кафедрою в г. Уфе. Так продолжалось до тех пор, пока Бузулукский уезд не вошёл в состав вновь учреждённой Самарской губернии.
В пределах Оренбургского духовного правления в 1800 году было 7 благочиний и 3 из них находились в нашем уезде. Сами благочиния не обозначались числовым порядком, а носили названия по местонахождению благочинных. Благочиние протопопа г. Бузулука Григория Семёнова – 13 церквей; благочиние протопопа Борской крепости Иоанна Иванова – 10 церквей; благочиние священника Красносамарской крепости Ал. Борисова. В 1809 году Оренбургско-Правленский округ был разделён всего на два благочиния – Оренбургское, Стефана Львова – 22 церкви и Бузулукское, протопопа Иоанна Усовича – 35 церквей.
В 1815 году с окончательным установлением границ и распределением состава церквей в духовных правлениях, в Оренбургско-Правленском ведомстве по благочинию Стефана Львова оказалось 19 церквей, в том числе 5 из них в Оренбурге и 14 Оренбургских линейных, за исключением Переволоцкой, Нижнеозёрной, Разсыпной, Татищевой и Чернореченской, которые были причислены к Бузулукскому благочинию свящ. Иоанна Усовича, где в то время числилось 28 церквей. В 1818 году 5 церквей из Оренбургских линейных крепостей были вновь переведены. В августе 1821 года благочиния Оренбургское и Бузулукское разделены на 2 половины с благочиниями – по Бузулукскому уезду в г. Бузулуке и Сорочинской крепости, а по Оренбургскому уезду – в г. Оренбурге свящ. Григория Челнокова (13 церквей) и прот. Стефана Львова (19 церквей).
Несмотря на то, что территория Бузулукского уезда была административно обозначена и определена к 1781 году, его освоение завершилось только к середине XIX века. К этому времени площадь уезда составляла 2 351 709 десятин удобной и неудобной земли. По размерам имевшихся землевладений Бузулукская земля была типичным крестьянским уездом, так как крестьянская земля составляла 62,7 % от общей площади, земли же прочих сословий и учреждений составляли 37,3%. В ведении монастырей и церковных общин во второй половине XIX века было 10 275 десятин, что составляло 0,5% от общей площади уезда.
По данным на 1885 год, в этнографическом отношении крестьянское население Бузулукского уезда разделялось на 5 этнических групп: русские, мордва, чуваши, башкиры и татары. Преобладало русское население.
Крестьяне переселялись в чистое поле, устраивали землянки и другие временные жилища, нарезали наделы. Потом, закрепившись на новом месте, начинали строить более основательные жилища. Каждое новоучреждённое поселение приписывалось к ближайшему церковному приходу и относилось к нему вплоть до строительства собственного храма. Бузулукским благочинным, помимо богослужений, приходилось вести активную деятельность по оформлению новых приходов, надзирать за строительством церквей, решать другие церковно-административные вопросы. Поэтому священнослужителей нашего края можно с полным правом причислять к оренбургским первопроходцам.
В общем, в числе приходских священников Бузулукского уезда были выпускники нескольких семинарий: Казанской, Уфимской, Пензенской, Самарской и Оренбургской. Часто это были выходцы из духовного сословия. Среди священства встречались и пастыри с весьма примечательными биографиями и заслугами. Кто-то отличился миссионерской работой среди раскольников, или же инородцев, а также среди католиков и протестантов (на предыдущих приходах). Священники вели церковно-приходские летописи, проводили метеорологические наблюдения, изучали нравы и быт прихожан, боролись с суевериями и даже писали научные работы на разные темы.
Число сектантов и раскольников в уезде было невелико. Среди них были молокане, субботники (жидовствующие), раскольники поповщинской и беспоповской секты, австрийского (белокринницкого) и спасова согласия (монтан или келейников), поморской секты.
19 декабря 1850 года была учреждена Самарская кафедра Русской Православной Церкви под названием Самарская и Ставропольская. В 1851 году из состава Оренбургской и Уфимской епархии во вновь учреждённую епархию отошло 70 церквей. Для нормального административно-церковного функционирования епархии с января 1867 года её территория была разделена на благочиннические округа. Количество округов зависело от площади и народонаселения в каждом конкретном уезде: Самарский – 3 округа; Бугурусланский – 6 округов; Бузулукский – 9; Николаевский – 8; Новоузенский – 4. Согласно статье 65 Устава Духовной консистории благочинным поручалось наблюдение за церквями, в количестве от 10 до 30, с их причтами. Сами благочинные назначались по личному архиерейскому усмотрению и выбору из беспорочных, опытных, усердных и наиболее деятельных священнослужителей. Как было указано выше, в 1867 году в Бузулукском уезде было 9 благочиннических округов.
К 1867 году в Бузулукском уезде действовало 155 приходов. При этом количество храмов было несколько больше. Так как, к примеру, в селе Преображенском и некоторых других сёлах было по два храма. Во второй половине XIX века и до 1917 года в Бузулукском крае началось становление и развитие монашеской жизни в Бузулукском Тихвинском Богородицком женском монастыре (2 храма); Бузулукском Спасо-Преображенском мужском монастыре (3 храма); в Мойском Свято-Троицком мужском монастыре (1 храм); в Ключегорском Казанско-Богородицком женском монастыре (2 храма).
С января 1882 года на территории Самарской и Ставропольской епархии количество благочиннических округов было увеличено. Что, вероятно, связано с общим увеличением народонаселения губернии и возросшего числа вновь выстроенных храмов и созданных при них приходах. Самарский – 6; Ставропольский – 5; Бугульминский – 3; Бугурусланский – 6; Николаевский – 9; Новоузенский – 4. В Бузулукском уезде было образовано 12 благочиннических округов.
Известно также, что к 1900 году на территории Бузулукского уезда действовало 195 храмов и часовен. На основе имеющихся данных можно проследить основные этапы церковного строительства на указанной территории в XVIII–XIX веках. В XVIII веке было выстроено 9 храмов, из них 8 деревянных и 1 каменный (1 храм на казённый счёт, 4 попечением прихожан и 4 на частные средства помещиков). Интересно, что за первые два десятилетия XIX века на указанной территории не было построено ни одного храма, либо, что скорее всего, возможные постройки не отображены документально в доступных нам источниках.
Пик церковного строительства пришёлся на 1850–1870 годы, что очевидно связано с обустройством переселенцев из внутренних губерний России.
Количество однопрестольных храмов равнялось 53; двухпрестольных – 4: Троицкий собор г. Бузулука (придел во имя Архангела Михаила); Троицкая церковь с. Тупиковки (придел во имя св. ап. и ев. Иоанна Богослова); Покровская церковь г. Бузулука (придел во имя апп. Петра и Павла); Казанской иконы Божией Матери в с. Тримихайловке (ныне Сухоречке) с приделом во имя Пророка Божия Илии; трёхпрестольных – 2: в честь Смоленской иконы Божией Матери (Знамения Божией Матери и вмц. Екатерины) в с. Державино; Сергия Радонежского в с. Сергиевка (ныне Жилинка) с приделами во имя Веры, Надежды, Любови и матери их Софии и мч. Александра; четырёхпрестольный– 1: во имя Живоначальной Троицы (приделы прп. Марии Египетской, Архангела Михаила и Обретения главы Иоанна Предтечи) в с. Могутово.
Также следует отметить, что большинство храмов в XIX веке было выстроено попечением прихожан – 38, на казённый счёт – 9, частным иждивением – 5. Каменных храмов было выстроено – 9, деревянных – 43. Таким образом, количество деревянных храмов значительно превышало количество каменных что связано с дороговизной строительного материала и работ и возможностями крестьянских обществ.
Несомненно, что большинство каменных храмов построено на средства частных лиц (в нашем случае помещиков) и городских обществ (пример – церкви г. Бузулука). Однако несколько каменных храмов воздвигнуто благодаря стараниям населения Курманаевки, Тримихайловки, Утёвки и Виловатого, Сорочинска.
Ещё одну особенность церковного строительства на указанной территории никак нельзя обойти своим вниманием. Самое большое количество вновь выстроенных храмов было посвящено Архистратигу Божию Михаилу (18 храмов). Почитание предводителя небесного воинства весьма характерно для нашего края и имеет давние традиции. Вероятно, определённое влияние происходило и из Уральского (Яицкого) казачьего войска. Казанская икона Божией Матери (15 храмов) традиционно считается среди русских людей защитницей от военных и иных опасностей. Кроме этого, относительная близость Казани вносит существенный региональный компонент в эту гипотезу.
К 1917 году на территории, где проживало более 600 тыс. человек, количество храмов превысило 200. Некоторые церкви были настоящими произведениями искусства: собор во имя Святой Троицы в г. Бузулуке, во имя благоверного князя Александра Невского в с. Александровке, во имя Сергия Радонежского в Жилинке. По совокупности особенностей храм в честь Смоленской иконы Божией Матери в селе Державино, который в XVIII веке построил великий русский поэт Г.Р. Державин, был признан памятником истории и культуры.
В уезде действовало 5 монастырей: Спасо-Преображенский Бузулукский мужской монастырь, Тихвинско-Богородицкий Бузулукский женский монастырь, Ключегорский Казанско-Богородицкий женский монастырь (с. Таллы Грачёвского района), Свято-Троицкий Мойский мужской монастырь (с. Мойка Борского района Самарской области), Свято-Троицкий Шихобаловский женский монастырь (на территории современного Богатовского района Самарской области). На двунадесятые и престольные праздники туда стекались десятки тысяч человек. В Спасо-Преображенском монастыре процветало старчество по примеру знаменитой Глинской пустыни. Некоторые старцы подвизались в пещерах, вырытых ещё первыми насельниками этого монастыря. В Бузулукском уезде было несколько чудотворных и особо почитаемых икон: икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (в Преображенском монастыре), Тихвинский образ Божией Матери (в Тихвинском монастыре), икона свт. Николая Чудотворца (в Ключегорском монастыре). Состоятельные бузулучане и простые паломники ездили в Иерусалим, на Афон, в Киево-Печерскую и Троице-Сергиеву лавры и по другим святым местам. Ежегодно бузулучане принимали у себя крестный ход с чудотворной Табынской иконой Божией Матери.
Бузулучане помнили и чтили имена подвижников веры и благочестия: протоиерея Петра Левашова (†1868), игумена Аполлинария (1809–1864), архимандрита Нифонта (1819–1896), Анну Ивановну Путилову (в монашестве Агнию, †1871), игуменью Евгению (Овсянникову, †1885) и других.

Автор: С.В. Колычев, к.и.н., пресс-секретарь Бузулукской епархии

Приведено по материалам издания:
Оренбуржье православное: история и современность. – Оренбург, 2014.

На ту же тему
 К посетителям сайта

Книги можно приобрести в Оренбургском информационном центре по адресу: г. Оренбург, ул. Советская, 27 (под башней с курантами)

Свежие записи
Святой Владимир над Обителью Милосердия
Саракташской Обители Милосердия — 25 лет
Профессия инженер-журналист
Оренбургская епархия в прошлом. 1743 — 1917 годы
Гонения советского периода в Оренбургской епархии
Слово дилетанта © 2018   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх