Покровский храм села Угольное: разрушенная святыня

Слово дилетанта
21 июля 2015
История храмов, Оренбургская епархия, Православие, Храмы Оренбуржья

Следующая статья:

Крестный ход возле разрушенного Покровского храма села Угольное

Крестный ход возле разрушенного Покровского храма села Угольное

Возникновение и развитие станицы Угольной напрямую связано с историей соляного промысла Илецкой Защиты (современное название г.Соль-Илецк). В 1811 году была присоединена территория междуречья Урала и Илека к землям Российской империи. Как пишет священник Александр Макаров: «в 1811 году между реками Уралом, Илеком, Куралой и Бердянкой отрезано было правительством пространство земель в количестве 600 000 десятин для охраны Илецкой Защиты и соляных промыслов под именем Ново – Илецкого района. Местность эта послужила к основанию Ново – Илецкой пограничной с киргизами линии. Начиналась она от устья Илека и шла вверх по реке, под названием Илецкой или Ново-Илецкой, а дальше по речкам Курала и Бердянка, где принимала название Бердяно-Куралинской линии, у станицы Благословенной пересекала Урал и соединялась с Оренбургской линией»[1]. В 1816 году было утверждено положение о соляном промысле по проекту генерала Г.Н. Струкова. А в 1815-1818 г. в 12 верстах юго-восточнее от Илецкой Защиты на берегу реки Илек заготавливали лес и жгли уголь для потребностей соляного промысла. Одна из наиболее распространенных версий, что свое название село получило от слова «уголь». Граница Оренбургского уезда проходила тогда по реке Илек. Берег, где расположено село, углом вклинивается в долину реки, при впадении рекиКурала, отсюда другая «народная» версия названия села – от слова «угол».
Село Угольное образовано в 1821 году как станица Богуславская Первого отдела Оренбургского Казачьего войска. Первые поселенцы построили 12 землянок, соорудили сараи, крытые камышом, конюшни. Населенный пункт был образован для постоянного обеспечения солепромысла углем и для защиты города от набегов кочевников. Население станицы составляли казаки, переведенные из упраздненной Красноуфимской станицы уфимской провинции. Позднее, жители переселялись из Илецкой Защиты – это были потомки ссыльных рабочих, а также оренбургских казаков, командированных в Илецкую Защиту для несения службы по охране соляного промысла[2].
Для защиты самого промысла и пути, по которому вывозили соль в Самару, появилась укрепленная линия с форпостами на ней – Угольная станица, Григорьевский отряд, Мертвецовская, Ветлянская, Изобильная, Буранная, Линевская, Перовская. Жители станицы Богуславской занимались земледелием, животноводством. Большинство из них были христианской веры. По выходным дням и по праздникам, на подводах, семьями ездили в церковь в Илецкую Защиту в Воскресенскую церковь (освящена 12 сентября 1839 года).
В 1838 году в Угольном открыли мужскую школу, в 1850 году — женскую.
Начиная с 1846 года, казаки станицы Богуславской стали обращаться к генерал-губернатору В.А. Обручеву с просьбой о выделении денег на постройку храма. Для строительства церкви зажиточные казаки собрали 2997 рублей, еще 7536 рублей 55 копеек серебром выделило правление Оренбургского казачьего войска. Основной костяк села составляли казачьи семьи: Ахмаметьевых, Арсеневских, Воротниковых, Дуниных, Екимовых, Ильиных, Извозчиковых, Крючковых, Курочкиных, Мельниковых, Сосниных, Замятиных, Полосухиных, Толкачевых, Фадеевых, Прокофьевых, Чекменевых, Ханжиных. Из трех проектов церкви остановились на проекте, изготовленном местными казаками. Торги на постройку храма выиграл оренбургский купец Николай Деев 4 июля 1855 года. Строилась церковь с мая 1856 г. по сентябрь 1857г. Строили казаки местные, освобожденные от службы. Для изготовления кирпича использовалась местная глина, обжиг производили тут же на месте в селе, в «обжиговых печах». Часть глины также брали в карьере у хутора Прохладного, а каменные блоки у хутора Каменного в 18 км от Угольного. Из камня сложены подвалы церкви, сохранившиеся до сегодняшнего дня. Руководил строительством храма мастер из г. Оренбурга Н. Колзин. Здание и колокольня церкви были каменные, а ограда – деревянная. С 1900 года ее заменили на кованную железную ограду с тремя въездными воротами. Ворота были покрашены яркой, переливающейся на солнце краской: белой, зеленой, желтой. Церковь была построена на возвышенности, а внизу был пруд, где разводили рыбу. Колокол отливали в г. Касли, близ Челябинска. Росписи в храме сделаны Яковым Ефимовым. Иконостас был из самописных икон, выполненных в голубых и желтых цветах. Пол в храме был выложен из цветной плитки привезенной из Польши. Крыша храма была покрыта красной черепицей. Вокруг церкви росли деревья, цветы, из камня был выложен бассейн. Летом его заполняли водой. На окнах – кованые решётки. Покровская церковь была освящена 19 сентября 1858 года Преосвященным Антонием, епископом Оренбургским. Заново перестроена в 1908 году «тщанием прихожан» и освящена 27 сентября 1908г. благочинным протоиереем Вонифатием Владимировичем Подьячевым. Строительство храма завершил мастер П. Лессен в 1908 году.[3]
Престолов в церкви было три: главный во имя Покрова Пресвятой Богородицы (праздник 1 (14) октября по старому стилю (новый стиль); правый придел — во имя Святителя Николая чудотворца (6декабря (19 декабря)); левый придел — во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла (29 июня (12 июля). При церкви была библиотека с 1857 года, на 1869 год в ней находилось 35 книг. Регулярно на строительство храма отчисляли деньги казаки станицы Угольной, Григорьевки, жители хуторов Водяного, Каменного, села Прохладного. Иконы и всю церковную утварь привезли из Оренбурга. Храм ещё не был достроен, а служба уже проводилась. Освящение состоялось 14 октября 1909 года в день Покрова Пресвятой Богородицы. На службу собрались жители окрестных сёл. Спустя три года к храму пристроено помещение, позволяющее вести службу при большом количестве прихожан.
Дом для священника выстроен был при церкви по решению станичного правления в 1887 году, для дьякона в 1895 году. Покровская церковь находилась от Духовной Консистории в г. Оренбурге в 12 верстах, от местного благочинного и от уездного города Илецкой Защиты в 12 верстах. Почтовый адрес церкви состоял: город Илецкая Защита, поселок Угольный, Богуславская станица. Ближайшая к ней была Михайло-Архангельская церковь Григорьевского поселка в 7 верстах. В церкви находились церковные книги: опись церковного имущества с 1859 г.; приходо-расходные книги о суммах свечных и церковных доходови копии с метрических книг с 1857 г.; обыскная книга с 8.11.1918 г.; исповедные росписи с 1889г.«На содержание причта положено от прихожан в год с венца по 50 копеек серебром денег и по полтора пуда пшеницы, жалованья на причт не производится» — пишется в ведомостях. [4]
Первым священником был Голубев Николай Ефимович, вдовый, 39 лет, рукоположен Антонием, Епископом Оренбургским и Уральским 24 мая 1857 года в станицу Угольная в новостроящуюся Покровскую церковь, Первым настоятелем Покровской церкви в Угольном был священник Василий Зверев, сын дьячка. По окончании Смоленской духовной семинарии 2.05. 1863 г. принят в Оренбургскую Епархию и Преосвященнейшим Варлаамом, епископом Оренбургским и Уральским рукоположен в священника в Григорьевский поселок к Михайло-Архангельской церкви.13.10.1868г. Преосвященнейшим Митрофаном Епископом Оренбургским и Уральским награжден набедренником. В 1872г. был командирован в качестве священника в разные казачьи отряды, расположенные на пределах от Эмбенского уезда до Аральского моря. В 1873г. участвовал в Хивинской экспедиции с оренбургским экспедиционным отрядом, где был контужен пулей в голову. В память хивинского похода имел серебряную медаль на Аннинской ленте и орден 3 степени святой Анны с мечами за ревностное исполнение христианских требований и неустрашимость при военных битвах. В 1876 году за Хивинский поход получил в Оренбургском Штабе 296 рублей. 10.08.1871г. награжден черно-бархатной скуфьей. В семействе у него были жена Анна Федоровна и дети: Иоанн; Сергий; Василий; Александра; Евдокия.
Вместе с ним служил в церкви дьякон Николай Иванов (1830 г. р.), сын священника, из низшего отделения Челябинского училища, 19 сентября 1849 года Епископом Иоанникием определен причастником Елапнеменскую; 8 июля 1852 г в завод Сатнинский; 24 июня 1856г. в станицу Орскую; 14 ноября 1856 г. в отряд Мариинский; 24 июня 1861 г. в станицу Орскую;16 августа 1863 года рукоположен в дьякона с оставлением на причетническом месте; 6 февраля 1864 г. перемещен в село Михайловку; 2 августа 1868 года в станицу Черноречную; 1868 год в село Гнездовку; 4 февраля 1870 г. к Оренбургской Троицкой церкви; 28 октября 1870 г. перемещен на псаломщическое место в настоящие приход приписной Григорьевской Михайло-Архангельской церкви.
Жена Елена 43 года.
Дети: Глафира – 15
Екатерина — 12
Мария – 9
Исполняющий должность псаломщика Иоанн Павлович Орлов, сын пономаря из среднего отделения Оренбургского духовного училища. 16 октября 1863 года Преосвященным Варлаамом определен в Петропавловскую станицу на должность пономаря. 1864 год 2 декабря перемещен в поселок Линевский. 5 мая 1864 года Преосвященным Варлаамом посвящен в стихарь. 2 января 1874 года перемещен на настоящее место. Грамоту на сан и указ на место имеет.
Жена Мария Григорьевна – 30 лет.
Дети Анастасия – 9 лет
Дмитрий — 7 лет
Александра – 4 года [5]
С 1887г. священник в храме — Василий Соловьев, дьяческий сын. По окончании Самарской духовной семинарии в 1848 г. и долгой службы дьячком в 24.09.1878 г. рукоположен в сан священника. С апреля 1880 года назначен миссионером по селу Теплое озеро с платою 200 рублей в год за труды, с обязательством ежегодно предоставлять отчеты о своей деятельности в Самарский Православно-миссионерный комитет.В 1886 году переведен в Оренбургскую Епархию Преосвященным Макарием к Богородицкой церкви в поселок Мертвецовский, Оренбургского уезда. Состоял законоучителем двух казачьих школ в селе Угольное с 1887 года. В семействе у него были — жена Мария Ивановна; дети: Владимир, Евдоки; Мария. Должность дьякона при нем занимал Владимир Петров, сын дьячка Самарской губернии села Новосергиевки. После окончания курсов в Оренбургском Духовном училище 01.08.1871 г. он был определен Преосвященным Варлаамом на данное место. 21.11. 1887 г. посвящен в сан дьякона к Покровской церкви селения Угольное. В семействе у него была жена Вера.
С 26 октября 1888 г. священником в храме стал Михаил Иванович Горчаков, сын причетника. С 29.05. 1863 года Преосвященным Варлаамом Епископом Оренбургским и Уральским посвящен в стихарь и служил пономарем в Орске в Спасо-Преображенском соборе и с 1.03.1883 г.в Оренбургском кафедральном соборе. Преосвященным Макарием Оренбургским и Уральским рукоположен в священника к церкви Оренбургского Духовного Училища 31.08. 1886 г.В семействе у него была жена Елена Филипповна; дети: Манефа, Леонид, Елена, Татьяна, Вера, Павел, Серафим. При данном священнике с 17.09.1894г. дьяконом служил Василий Иванович Деревягин (28.02.1870 г.р.). Окончил курс Оренбургского городского училища. В семействе у него — жена Надежда Герасимовна и дети — Константин, Александр. [6]
С 16 марта 1898 священник в храме — Василий Григорьевич Унгвицкий (1865г.р.), сын дьякона, вдов. По окончании Оренбургской духовной семинарии был определен 21.09.1888г. учителем в Спасскую церковно-приходскую школу села Спасского Оренбургского уезда. С 17.03.1890 г. в сане священника в поселке Донгузский Оренбургского уезда. 29.11. 1900 г. награжден скуфьей Преосвященным Владимиром «за благоповедение», награжден также серебряной медалью Александра III. 30.03.1910 г. награжден камилавкою за праведное исполнение служебных обязанностей. Служил он в храме до осени 1931 года, когда ему уже исполнилось 72 года.
С 9.08.1916 г. Преосвященным Леонтием в поселок Угольный назначен дьяконом Василий Борминский (1867г.р.), из мещан, окончившего курсы Земской начальной школы в Оренбурге. У него была большая семья: жена Мария; приемная дочь Зинаида; Александр, закончил Оренбургскую духовную семинарию, Валентина, Михаил, Владимир, Сергей.
Церковным старостой в 1916г. был казак Никандр Иванович Ильин, 58 лет. В Угольном поселке: число домов: 386; Число душ: мж-1269, жен-1272;[7]
В станицу Богуславскую входили посёлки: Богуславский, Угольный, Прохладный, Ветлянский, Перовский, Ожаровский, Елшанский; выселок Ханский. (Всего дворов – 1290, в т.ч. казачьих – 1234, население – 8369 чел. Хуторов разночинцев – 4.)[8]
Всё изменилось во время Гражданской войны.
По предварительным спискам в Угольном планировали расстрелять сорок семь казаков, но спустили под лед тридцать четыре жителя, а в Григорьевке девятнадцать.
Афанасий Иванович Михайлов, потомственный казак, рассказывал следующее: О предстоящей карательной операции его предупредил батюшка, Иван Васильевич. Афанасий Иванович снарядил коня, заехал к своему другу, но тот отказался прятаться. Каратели, придя и обыскав все на подворье, уже уходили, но кто-то обратил внимание на кизячный бурт и тал протыкать его шашкой. Таким образом друг Афанасия Ивановича, укрывшийся в бурте, был заколот. Афанасий Иванович переждал время в поле, и остался жив. Об этом рассказал его сын Михайлов Михаил Афанасьевич, 1926 года рождения главе администрации Угольного поселения Бесчетновой В.А. в 2010 году.
В 1918 году в село вошли красные, командиром отряда был Рахальский. Отряд входил в армию Михаила Васильевича Фрунзе. Был сделан один выстрел по церкви и красные вошли в станицу.
Михайлова Лукерья Ивановна видела, как Фрунзе с ординарцем скакал по улице и вдруг на полном скаку остановился. Он увидел, как два бойца красноармейца несут с казачьего подворья вещи, а за ними идет хозяйка и пытается вернуть свое добро. Фрунзе лично застрелил мародеров и приказал похоронить их без воинских почестей. Новая власть стала собирать контрибуции с казачьих станиц, те села, которые не отдавали продовольствия, подвергались артиллерийскому обстрелу. Стреляли и по Угольному. Разрушено и сожжено было 210 домов, у некоторых домов снесло вторые этажи, осталось тогда в станице три дома, из них два стоят и сейчас. Казаки, не принявшие революцию отчаянно сопротивлялись. Было разобрано железнодорожное полотно, напротив Угольного, чтобы бронепоезда не могли продвигаться на юг Оренбуржья. Но из Актюбинска пришло подкрепление, пути восстановили. С разъезда 25 был выслан бронепоезд, который обстрелял станицу. Снарядами пробило колокольню и крышу церкви. Жители бежали за реку Илек, пешком, на лошадях, наспех вырыли землянки, потом перевезли из станицы то, что осталось от хозяйства. Церковь пока стояла, ее не трогали, только были следы от артобстрелов. В марте 1918-го, по ней прямой наводкой били орудия красного бронепоезда под командованием П. Кобозева, артиллерийским огнём обеспечивавшего большевистскому карательному отряду успех разграбления непокорной казачьей станицы. Богуславцы практически голыми руками пытались остановить железного монстра. Они разобрали несколько пролётов железнодорожных путей, разбросали шпалы, а рельсы на быках увезли за полторы версты в станицу. Но орудия балтийских матросов оказались дальнобойнее. Казаки отважно защищали свою родную станицу, но силы были неравны, и им пришлось её покинуть.[9]
Трагизм Гражданской войны заключается в том, что все они — и «белые» и «красные» были русские люди, и все они были одновременно и палачами и жертвами. Пережив Гражданскую войну и голод начала двадцатых годов, станица потихоньку восстанавливалась. Раскулачивание, аресты, ссылки не обошли стороной Угольное. Жители покидали родные места, многие уехали в Среднюю Азию, в Фергане жили и живут до сих пор потомки ссыльных казаков.
Церковь пока работала, летом 1931 года еще проводились службы, осенью закрыли. Позднее храм определили под складское помещение. Местные жители разобрали все церковное добро: иконы, церковные книги, утварь. Настоящие православные прятали иконы до лучших времен, кто-то решил поживиться: часто деревянные иконы служили перегородками, столешницами. В тридцатые годы школьники сидели за партами, сделанными из икон, и заглядывали вниз парты, смотрели на лики святых. В 1935 году сняли колокол. На площади перед церковью собралось большое количество народа. Колокол спускали на веревках, которые не выдержали тяжести и оборвались. Колокол ударился о землю и стоял такой сильный гул, что люди от страха попадали на колени и стали молиться. Была зима, колокол погрузили на сани и увезли в Илецк.[10]
Десятилетиями церковь растаскивалась, потом и не стало склада, раскрыли черепицу, оторвали решетки на окнах. По проекту церковь должна была иметь глубокий подвал с подземными ходами до дома священника, до сторожки и до часовни на кладбище. Подвалы сохранились, они были приспособлены под склады магазина. До сих пор хранятся церковные иконы в семье Тоняевой А.В., доставшиеся ей от матери, Курочкиной Л.И., из Соль-Илецка, Клещевой Н.В.
Рядом с церковью в 1969 году построили сельский Дом Культуры, в 1974 году установили памятник землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. В 1972 году построили новый склад и церковь опустела. Жители забрали все, что еще уцелело: двери, крышу, полы, плитки. Не поддались только решетки на окнах. В 1977 году на территории церковного двора была построена новая двухэтажная школа. Жители разорили церковь, но не утратили образа жизни, созданного предками. В Угольном хоронят и поминают по строгим церковным канонам. Многие исправно держат посты, крестят детей, отпевают покойников и хоронят с крестом на руках. [11]
По разным причинам люди уезжали из села, но есть день, объединяет многих. В родительский день – Радоницу кладбище собирает всех живших и живущих в Угольном. Проводится служба певчими из села, крестный ход вокруг кладбища. Затем все поминают усопших. Это единственный день в году, когда встречается все население христианской веры в угольном.
Церковь – символ села, памятник истории, на восстановление которой нет средств. Ветром обдуло полуразрушенные стены, порос травой некогда красивый плиточный пол. Любой желающий может войти в любые «двери», посетить «алтарь» и сфотографироваться на память.
В начале 90 –х годов стала возрождаться вера. Появились в продаже иконы, церковные книги, открыто стали посещать храмы. Настоятель Соль-Илецкого храма Казанской Божьей Матери отец Алексей (ныне покойный) не раз приезжал в село с предложением о возобновлении работы прихода и ремонте сторожки.
Шли годы. Вера укреплялась, но дело не двигалось.
Возрождение казачества в России, в том числе и в Угольном сдвинуло дело с мертвой точки. Казаки отчистили подвал церкви, поставили сварные двери. На ремонт сторожки стали собирать средства.
Все работы проводили местные жители под руководством Шевченко А.Х., Ахмаметьевой О.Д. , Фадеевой Е.К., Федоровой А.П., Федоровой Н.П.
Первую службу 19 августа 2003 года в сторожке провел отец Иоанн (Ковалев). При большом скоплении народа пел церковный хор из Соль-Илецка. Помещение украшали хоругви, свечи, живые цветы. Осветили воду и окропили всех присутствующих. Затем службу стали проводить регулярно. Отделочные работы продолжаются по сей день. Иконы принесли жители села.
На Крещение, 19 января 2004 года после молебна был совершен крестный ход к реке Курала и освещена вода в проруби – иордани.
Затем купались все желающие. Теперь это стало традицией. Едут в Угольное на купание жители соседних сел, горожане Соль-Илецка, Оренбурга.
Много предметов из бывшей церкви хранится в школьном музее (руководитель Есипчугов Н.П.). Дверки от камина, фрагменты икон, крестики, подставки для свеч были найдены местными жителями во время проведения земляных работ. Все это не пригодно для прямого назначения, но интересны как музейные экспонаты.
С помощью Сорокина В.В. в лаборатории ОГУ кафедры «Металловедения» был обработан купол с крестом для сторожки. Купол изготовлен учениками Угольной школы под руководством учителя технологии Сорокина В.И. Чертежи, подготовка материала – все сделали местные умельцы. Осветили купол и установили 7 апреля 2004 года. Собралось все село. Было хмурое весеннее утро, лишь изредка проглядывали лучи солнца.
Так постепенно жители села возрождают свою историю, приобщаются к культуре и православию.[12]
В 2010 году при прокладке водопровода к сельскому Дому культуры, который стоит рядом с церковью, был выкопан гроб с прахом священнослужителя. Гроб перезахоронили, кто похоронен пока не установили. По рассказам сельчан, через три дня экскаваторщик пришёл в местный молельный дом и отдал верующим крест потревоженного священника, пояснив, что уже три дня не может ни спать, ни есть. После этого жизнь его вернулась в обычное русло.
Сразу за селом Угольное есть ещё одно скорбное место. Старожилы рассказывали, что на Красном Яру реки Илек большевики ещё в течение нескольких лет после окончания «братской» войны расстреливали казаков, не предавших веру и не нарушивших присягу. Тела сбрасывали в реку, а зимой в прорубь. И тогда женщинам казачкам приходилось ниже по течению рубить проруби, чтобы сетями вылавливать тела своих родных.13
В 2013 году по инициативе Этманова Владимира Александровича, атамана Соль-Илецкого казачьего отряда провели субботник по уборке территории церкви. Отчищенная от многослойного мусора открылась удивительной красоты плитка. Сейчас наша разрушенная церковь входит в туристический маршрут Соль-Илецкого района.

Примечания:
1 Макаров А. «Изобильна всеми дарами…»http://www.gaz- iz.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=5850:l—r&catid=37:2010-04-09-12-53-18
2 Храм Покрова Пресвятой Богородицы села Угольного. http://ugolnoe.ucoz.ru/publ/khram_pokrova_presvjatoj_bogorodicy_sela_ugolnogo/1-1-0-2
3 Официальный сайт села Угольное
http://ugolnoe.ucoz.ru/publ/khram_pokrova_presvjatoj_bogorodicy_sela_ugolnogo/1-1-0-2
4 Ведомость о церкви за 1916 г. ГАОО Ф.173.Оп.9.Д.1536.
5 Ведомость о церкви за 1876 г. ГАОО Ф.173.Оп.9.Д.863.
6 Ведомость о церкви за 1887 г. ГАОО Ф.173.Оп.9.Д.1238.
7 Ведомость о церкви за 1916 г. ГАОО Ф.173.Оп.9.Д.1536.
8 Официальный сайт села Угольное
http://ugolnoe.ucoz.ru/publ/stanica_boguslavskaja/1-1-0-1
9 Воспоминания жителей села Угольное. Бесчетнова В.А., Ахмаметьева О.Д., Фадеева Е.К.
10 Официальный сайт села Угольное
http://ugolnoe.ucoz.ru/publ/stanica_boguslavskaja/1-1-0-1
11 Официальный сайт села Угольное, «Храм Покрова Пресвятой Богородицы»
http://ugolnoe.ucoz.ru/publ/stanica_boguslavskaja/1-1-0-1
12 Воспоминая жителей села Угольное. Бесчетнова В.А.
13 Официальный сайт села Угольное, «Святыни земли»
http://ugolnoe.ucoz.ru/publ/svjatyni_zemli/1-1-0-4

Авторы: Мишучков А.А., Бесчетнова А.Е.
(г. Оренбург)

На ту же тему
 К посетителям сайта

Книги можно приобрести в Оренбургском информационном центре по адресу: г. Оренбург, ул. Советская, 27 (под башней с курантами)

Свежие записи
Святой Владимир над Обителью Милосердия
Саракташской Обители Милосердия — 25 лет
Профессия инженер-журналист
Оренбургская епархия в прошлом. 1743 — 1917 годы
Гонения советского периода в Оренбургской епархии
Слово дилетанта © 2018   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх