Приходу Покрова Пресвятой Богородицы в Адамовке – 15 лет

Слово дилетанта
30 июля 2015
История храмов, Православие, Храмы Оренбуржья

Предыдущая статья:

Строительство храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Адамовка

Строительство храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Адамовка

2014 году православный приход в поселке Адамовка отметил свое пятнадцатилетие. В 1999 году Адамовский район оставался последним районом в Оренбургской области, в котором не было действующей местной православной организации. Казалось, что в таком целинном крае, где верующее население, составленное первыми переселенцами, было сильно «разбавлено» комсомольцами, приехавшими в середине прошлого века «по зову партии» на целину, нет места Православию, но вера людей никуда не исчезала.
В 1988 году впервые за долгие годы религиозного кризиса Россия вновь воспрянула ото сна. По словам Патриарха Кирилла, произнесенным в год 1025-летия Крещения Руси: «Возрождение церковной религиозной жизни – феномен, которому нет равных в мировой истории. Никогда, нигде, ни в одной точке земного шара за такой короткий промежуток времени не было построено столько храмов, создано столько христианских общин».
Важно то, что возрождается подлинный интерес к Православию, а вместе с тем и к истории нашей страны. Но не возродилось бы Православие в России, если бы оно не возродилось в тысячах маленьких сел, деревень и городов. Как, например, в удаленном от центра Оренбургской области поселке Адамовке Адамовского района, расположенного на границе с Казахстаном. И, чтобы глубже понять процесс возрождения Православия в России, проследим за развитием этого на примере частного случая – поселка Адамовки.

Переселенцы Зауральских степей

После столыпинской реформы в Зауральские степи стали прибывать крестьяне из различных областей Украины. Край был богат землей, большая часть ее использовалась как пастбища и сенокосы, а под посевами было занято лишь около 29 % земель. Одно из поселений – село Адамовка – возникло летом 1901 года рядом с казахским аулом на правобережье реки Джарлы. Его основателями стали переселенцы с Украины, получившие в Орской Переселенческой комиссии разрешение на поселение летом 1900 года [1]. На новом месте они строили сначала временные землянки, готовились к строительству постоянного жилья, заготавливали сено для скота, начинали поднимать целину. Именно украинские переселенцы и принесли в этот край православную веру [2].
К сожалению, старожилы поселка лишь смутно помнили о том, что когда-то в Адамовке была церковь, тем более сведения о месте и названии храма были утрачены. Они обнаружились только в 2011 году, в клиросных ведомостях Оренбургской епархии Кустанайского уезда за 1911 год [7]. В них сообщалось, что церковь в п. Адамовке была построена в 1905 году на добровольные пожертвования прихожан и была посвящена Казанской иконе Божией Матери. Согласно клиросным ведомостям «…к началу 1912 года церковь утварью была весьма бедна, колокольни нет, книг для богослужения недостаточно. Из недвижимого имущества приходу принадлежало 105 десятин земли, пригодных только для сенокоса и приносивших в среднем 12 рублей в год». Конечно, в то время у переселенцев было много трудностей и забот, нужно было обживать новое место, обустраивать жилье, много трудиться в поле. И все же жителям удалось построить церковь, причем из самана – материала не дорогого, но трудоемкого в изготовлении. Так сильна была их вера и велико желание молиться Богу [6].
В клиросных ведомостях говорится, что по штату при храме служили священник Петр Ефремович Шаляев с марта 1911 года и псаломщик Иван Федорович Бирюков. Жалования получали из казны: священник 600 рублей и псаломщик 200 рублей в год. Да еще квартирное пособие 150 и 75 рублей соответственно. К приходу были приписаны молитвенные дома в поселках Брацлавке, Каменецке, Новоуманском, Нововиннецком [3]. Впоследствии, по сведению старожилов, был возведен типовой деревянный храм, который располагался недалеко от универмага.

Сохранили веру

Во времена советской власти, когда по всей стране православные подвергались гонениям, а церкви были разрушены, не обошли стороной и Адамовский край. Храм Казанской иконы Божией Матери к середине 1930-х годов был полностью разрушен. На долгое время официально затихла в районе православная жизнь. Но невозможно было сокрушить веру в сердцах людей. Прихожанка храма Любовь Николаевна Лысунец вспоминает: «Мы: Мария Федоровна Клименко (1936 г.р.), Любовь Петровна Вознесенская (1919 г.р.), Нина Васильевна Старовойтова (1936 г.р.), Валентина Степановна Курносова, Мария Александровна Качан (1933 г.р.) – собирались вместе накануне больших церковных праздников у меня дома, чтобы помолиться. Любовь Петровна даже пела несколько псалмов. Но делали мы это осторожно, чтобы не привлекать внимание милиционеров. А когда стражи порядка для проверки заходили в дом, мы делали вид, что просто пьем чай». И, хотя крестики с иконами усиленно прятались под подушками и на чердаках, люди продолжали исповедовать Православие, почитая церковные праздники, соблюдая духовные традиции, воспитывая веру в детях и внуках.
Еще одна прихожанка храма, Галина Ивановна Бунина, рассказывает, как во время командировок в г. Оренбург она старалась ходить на службы в церковь, т.к. в Адамовке такой возможности не было. Многие жители поселка поступали так же. Очевидно, что поселку необходимо было место, где все верующие могли бы собираться для молитвы и богослужений.
И вот, в середине 1990-х годов, когда в новой России право верить в Бога больше не оспаривалось, у жителей Адамовки появилась возможность восстановить храм.
В 1996 году в Оренбург, к митрополиту Леонтию (Бондарю, †1999), тогда правящему архиерею Оренбургской и Бузулукской епархии, отправились Геннадий Егорович Ушаков и ныне покойная Любовь Петровна Вознесенская, учитель русского языка и литературы Адамовского сельскохозяйственного техникума, по воспоминаниям Г.Е. Ушакова – человек неравнодушный и деятельный.
Геннадий Егорович Ушаков – директор ПМК-2 п. Адамовки. Вот уже почти 30 лет, как он живет в нашем поселке. Но родом он из г. Бузулука. Его семья была глубоко верующей, с малых лет его приучали следовать православным традициям.
Геннадий Егорович рассказывает, что когда разрушали городской храм (это было в 1959 году), его бабушка с соседкой пытались сохранить хотя бы некоторые святыни. Несмотря на то, что милиция силой старалась заставить их оставить церковь, им все-таки удалось кое-что спасти. Например, Тихвинская икона Божией Матери, которая долгое время была спрятана на чердаке, теперь вновь исполняет свое истинное предназначение – она находится в храме Покрова Пресвятой Богородицы п. Адамовки.
Поскольку вера имела большое значение в жизни Ушакова, он решил отправиться за благословением к владыке [8].

Рождение Покровского прихода

С благословения митрополита Леонтия началась история восстановленного прихода в поселке. В 1997 году в Адамовку приехал врач-хирург Вячеслав Геннадиевич Кочкин. Вера имела очень большое значение в его жизни, поэтому он начал принимать самое деятельное участие в возрождении православной общины поселка.
29 апреля 1999 года в районном доме культуры «Целинник» состоялось учредительное собрание, на котором присутствовало около 30 человек верующих. Любовь Петровна Вознесенская предложила назвать приход в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы, поскольку было бы очень хорошо, чтобы нашему храму покровительствовала Пречистая Дева Мария. В этом празднике Богородица выступает заступницей всех православных христиан.
Вот так этот праздник с далекой, но такой родной для адамовчан историей стал престольным праздником нашего поселка, а местная религиозная православная организация стала именоваться приход Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. На учредительном собрании были приняты необходимые уставные документы. Председателем Приходского собрания был избран Вячеслав Геннадиевич Кочкин.
Первые молитвенные собрания проходили в красном уголке на втором этаже Адамовского райпо, расположенного на улице Советской. В апреле 2000 года Виктор Дмитриевич Борников, возглавлявший тогда администрацию района, своим распоряжением выделил под временное помещение прихода здание магазина (улица Майская, д. 109). По воспоминаниям прихожанки храма, Валентины Степановны Курносовой, здание находилось в крайне ветхом состоянии. Отопление было только в восточной части, западная часть была холодная, окна были забиты фанерными щитами. Поэтому прихожане своими силами взялись за благоустройство молитвенного дома. Снаружи помещение было покрашено работниками ПМК-15 (генеральный директор Алексей Алексеевич Широков), отопление было восстановлено во всем здании работниками ПМК-2 (генеральный директор Г.Е. Ушаков). Прихожане оказывали посильную помощь.
«Вот тут мне и пригодился, – вспоминает Валентина Степановна (строитель на пенсии, в далеких 1960-х годах строившая это здание), – мой строительный опыт. Мы сами белили и красили, замазывали щели, железнили полы. Помогали мне Галина Ивановна Бунина (тоже строитель), Мария Ивановна Кургаева». Руководство ЗАО «Регион-Урал» выделило лес на устройство алтаря, который был сооружен работниками СП «Строитель» во главе с Николаем Дмитриевичем Сиделевым.
Председатель ревизионной комиссии прихода, Галина Филипповна Калашникова рассказывала, как собирали первые пожертвования на храм. «Ящики для пожертвований были изготовлены из дерева в Адамовском сельскохозяйственном техникуме. В то время в стране проходили очередные выборы, и ящики для пожертвований прихожане поставили рядом с избирательными участками. Средств было собрано немногим больше трех тысяч. На эти деньги купили евхаристические сосуды. Постепенно на собираемые пожертвования приобрели богослужебную литературу, утварь, облачение и 16 ноября 2001 года благочинный Гайского округа иерей Димитрий Солонин отслужил первую Божественную литургию».
Алла Александровна Шумеева, певчая прихода, в прошлом сотрудник государственного страхования, так вспоминает об этом событии: «Мы впервые побывали на Божественной литургии и услышали настоящее церковное пение: отец Димитрий привез с собой певчих из своего храма. И мне тогда тоже захотелось петь на клиросе. Такое же желание возникло и у Натальи Афанасьевны Зайченко, преподавателя русского языка и литературы в Адамовском сельхозтехникуме. Потом в течение трех лет мы, как детишки, ходили на занятия в музыкальную школу, где преподаватели обучали нас музыкальной грамоте, пению по нотам».
В поселке нужен был священник. Из-за отдаленности поселка никак не находилась нужная кандидат ура. В 2000 году в Адамовку приехал архиепископ Валентин, новый правящий архиерей нашей епархии. Он осмотрел молитвенный дом и место, где предполагали строить храм. Раньше там было фу тбольное поле, которое к тому времени заросло карагачем. Владыка благословил строительство храма. Тогда же он предложил Вячеславу Геннадиевичу стать священником. Через шесть лет раздумий Вячеслав принял сан. 3 августа 2006 года он был назначен первым настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы. Одной из первых задач общины было строительство храма. Проект церкви был выполнен «Оренбурггражданпроектом» в 2003 году, а через год началось строительство нового храма – вырыт котлован. Чин закладки храма 28 августа 2005 года совершил благочинный, иерей Димитрий Солонин [9].
4 ноября 2006 года митрополит Валентин освятил купол с крестом на здание храма. Владимир Филиппович Будков, прораб строительства, говорил, что на освящение купола собралось столько народа, сколько не собиралось ни на одно общественное событие в Адамовке. Конечно, может кто-то пришел из любопытства, кто-то по недоверию, но большинство людей пришли с искренней радостью за такое большое событие, совершающееся в нашем поселке [4].
В 2007 году были построены Святые врата, начались отделочные работы в помещении храма. В 2008 году было завершено строительство колокольни и 5 октября были освящены и подняты колокола. Нужно отметить, что всего колоколов девять, самый большой весит 700 кг, а общий вес – 1393 кг. 17 января 2010 года чин великого освящения нашего храма совершил митрополит Оренбургский и Бузулукский Валентин.
Ввиду того, что поселок Адамовка находится у границы с Казахстаном, на его территории расположена пограничная часть. Жители Адамовки всегда были неравнодушны к судьбам своих защитников. И нужно было место, где люди смогли бы помолиться о воинах. Поэтому 10 марта 2009 года был совершен чин закладки храма-крестильни в честь святого праведного воина Феодора Санаксарского, задуманный как храм воинской славы, как памятник всем воинам, участвующим в защите Отечества. В этом храме находят утешение матери, потерявшие своих сыновей во время боевых действий.
5 октября 2011 года была создана Орская епархия. Приход храма Покрова Пресвятой Богородицы п. Адамовка вошел в ее состав. 1 апреля 2012 года Преосвященнейший Ириней, епископ Орский и Гайский совершил в нашем приходе первое богослужение.
26 августа 2012 года епископ Орский и Гайский Ириней совершил чин основания кладбищенского храма Всех Святых в п. Адамовке, храм посвящен 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года. Великое освящение этого храма владыка Ириней совершил 18 октября 2013 года.

Духовный оплот жителей Адамовки

Прихожане принимают активное участие в епархиальных и общецерковных мероприятиях по помощи страдающим алкоголизмом, наркоманией, СПИДом. Верующие собирают одежду и продукты питания, школьные принадлежности для малоимущих семей. Принимают участие в сборе средств пострадавшим от стихийных бедствий и военных конфликтов. Проходят занятия в воскресной школе для детей и взрослых. При храме действует библиотека, имеются подшивки православной периодики, аудиотека, видеотека.
Значительную часть финансирования строительства храмового комплекса взяло на себя ООО СП «Адамовская ПМК-2». Ее директор Геннадий Егорович Ушаков признался, что вначале даже не думал о строительстве такого масштаба. «Но, видимо, Богу было угодно, чтобы все случилось именно так. Невозможно описать это чувство духовного восторга и переполняющей сердце радости, когда видишь, как вырастают стены храма, водружаются купола, устанавливаются иконы. И тот трепет, та красота жизни, что ощущается в храме, ни с чем не сравнится».
Примечательно, что задолго до строительства православного храма ПМК-2 помогало в создании мусульманской мечети, за что Геннадий Егорович получил благодарственное письмо. И это замечательно, что нет в сердцах адамовчан религиозной вражды, наоборот, представителей различных конфессий связывают добрые отношения участия и взаимопомощи.
В настоящее время между государством и Церковью сложились добрые отношения. Удалось договориться по ряду вопросов в области образования и воспитания. В 2013 году между Орской епархией и отделом образования Адамовского района был заключен договор о сотрудничестве. Экскурсии по храму знакомят школьников с церковной архитектурой и искусством, расширяя эстетический кругозор.
Традиционными стали лекции благочинного Адамовского округа иерея Вячеслава Кочкина, в том числе – для старшеклассников по вопросам биомедицинской этики. Священник объясняет влияние духовной составляющей человека на его физическое здоровье и продолжительность жизни. Занятия, посвященные деструктивному влиянию на личность тоталитарных сект, позволяют вовремя распознать нечистоплотных ловцов юных душ и не сделать досадных ошибок в начале жизни. Совместно с центром развития детского и юношеского творчества проводятся мероприятия, направленные на повышение мотивации к труду и профориентация. Приобщение к культурно-историческому наследию народов России происходит через различные театрализованные представления, игровые программы и творческие конкурсы на Рождество, Пасху, дни славянской письменности и культуры, семьи, любви и верности, Крещения Руси.
Иерей Вячеслав Кочкин также принимает активное участие в научно-практических конференциях Адамовского народного музея [5], памятных мероприятиях ко Дню Победы, Дню скорби, дню гибели дважды Героя Советского Союза летчикакосмонавта В.М. Комарова и др. С февраля 2009 года приход выпускает ежемесячное приложение к районной газете «Целина»: «Покров», православный вестник Адамовского района. Информация о деятельности прихода отображается на собственном сайте: www.pokrovadamovka.prihod.ru.
Серьезная работа ведется и по патриотическому воспитанию. Уроки мужества, посвященные дню космонавтики, проводятся в школах и Доме творчества. Также ученики кадетского класса ежегодно выпускают птиц на праздник Благовещения на волю.
Православная организация Адамовского района также активно взаимодействует с правоохранительными органами по вопросам нравственного и правового воспитания населения. Ведь православное сообщество и полиция преследуют общую цель – оздоровить общество, повысить его нравственный уровень, привить желание жить по закону. Иерей Вячеслав Кочкин является членом общественного совета при Межмуниципальном отделе МВД России «Адамовский», созданном в ноябре 2011 года. По словам заместителя начальника МО МВД России «Адамовский», майора внутренней службы П.Н. Шабалина, роль православного прихода в жизни района значительно повысилась и стала заметно влиять на криминогенную ситуацию в положительном плане. Совместная активная профилактическая работа полиции и православного храма среди населения способствовала снижению преступности среди несовершеннолетних, а также в сфере незаконной торговли спиртным в Адамовском районе.
Стоит отметить, что очень часто в профилактических мероприятиях вместе с отцом Вячеславом участвует его супруга – матушка Валентина Игоревна, врач-нарколог Адамовской больницы. Их лекции и беседы спасли не одного подростка от пагубного влияния алкоголя, наркотиков и табака [11]. За немалые заслуги в профилактике подростковой преступности, алкоголизма, наркомании и табакокурения отец Вячеслав, а также его супруга были удостоены в 2012 году Благодарностей и премий от Межмуниципального отдела МВД России «Адамовский» [10].
К сожалению, формат статьи не позволяет описать все формы деятельности прихода в общественной и культурной жизни района. Сейчас без преувеличения можно сказать, что приход стал не только визитной карточкой поселка, но и сосредоточением его духовной и культурной жизни. Приход делает все, чтобы жители Адамовского района могли осуществить свое право на свободу вероисповедания и могли приобщиться ко всему светлому и доброму, чем так богата Русская Православная Церковь.
Можно с полной уверенностью говорить, что возрождение Православия в Адамовке в рамках возрождения Православия в России – закономерный, исторически обоснованный процесс. Православная вера занимает очень важное место и имеет большое значение в жизни адамовчан. Ведь именно усилиями населения была воссоздана православная община в поселке. Пока есть то, что нас объединяет, воспитывает в нас нравственные начала, учит любви и помощи к ближним, мы будем сильны и непобедимы. И таким духовным оплотом для жителей Адамовки стал храм Покрова Пресвятой Богородицы.

Иерей Вячеслав Кочкин, настоятель Покровского прихода п. Адамовка,
Анна Вячеславовна Кочкина, студентка Уральского федерального университета

ИСТОЧНИКИ:

1. Адамовка. 110 лет между прошлым и будущим : книга очерков / под ред. Н. Н. Лабазановой. – Новоорск : РИД «Новоорская газета». – 2012. – С.120-123.
2. Адрес-календари Тургайской области за 1902 год [Электронный ресурс] : электронная библиотека областной научной библиотеки им. Н. К. Крупской. – Режим дост упа: http://forum.relicvia.ru/topic/30010-adres-kalendar-turgaiskoi-oblasti-na1902-god.
3. Адрес-календари Тургайской области за 1913, 1914, 1916 года [Электронный ресурс] : электронная библиотека областной научной библиотеки им. Н. К. Крупской. – Режим доступа: http://elibrary.orenlib.ru/index.php?dn=down&to=cat&id=62.
4. Кочкин Вячеслав, иерей. Над Адамовкой вознесся крест Господень / иерей В. Кочкин // Жизнь во Христе. – 2006. – № 10 (ноябрь).
5. Кочкин Вячеслав, иерей. Первый съезд православных врачей / иерей В. Кочкин // Жизнь во Христе. – 2007. – № 20 (октябрь).
6. Ломанцова, И. Степной Адмирал / И. Ломанцова // Оренбуржье. – 2008. – 19 марта.
7. Леушина, О. У верующих был тройной праздник / О. Леушина // Орск православный. – 2005. – № 16.
8. Николаев, А. Премия за неравнодушие / А. Николаев // Целина. – 2012. – № 52, 7 июля.
9. Новиков, С. Встреча в Елизаветинке / С. Новиков // Целина. – 2011. – № 5, 10 мая

На ту же тему
 К посетителям сайта

Книги можно приобрести в Оренбургском информационном центре по адресу: г. Оренбург, ул. Советская, 27 (под башней с курантами)

Свежие записи
Святой Владимир над Обителью Милосердия
Саракташской Обители Милосердия — 25 лет
Профессия инженер-журналист
Оренбургская епархия в прошлом. 1743 — 1917 годы
Гонения советского периода в Оренбургской епархии
Слово дилетанта © 2018   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх