Свято-Тихвинский Богородицкий Бузулукский женский монастырь

Слово дилетанта
3 августа 2015
Монастыри, Православие
Восстановление Тихвинского женского монастяря в Бузулуке

Восстановление Тихвинского женского монастяря в Бузулуке

Основательницей Свято-Тихвинского Богородицкого женского монастыря стала жительница Тамбовской губернии Евфимия Герасимовна Овсянникова, имевшая продолжительный опыт общежительной жизни в городе Кирсанове. Родилась она в 1800 году в семье крестьян. Управляла обителью с 1835 года, в 1847 году была назначена настоятельницей, в 1860 году пострижена в рясофор с именем Евгения, после чего возведена в сан игумении. В 1866 году ушла на покой и прожила в монастыре ещё 19 лет.

Свято-Тихвинский Богородицкий монастырь (историческое фото)

Свято-Тихвинский Богородицкий монастырь (историческое фото)

Скончалась игумения Евгения 28 марта 1885 года. Родители будущей настоятельницы переселились в Оренбургскую губернию, в село Михайловку Бузулукского уезда в 1830-е годы. Их дочь поселилась на восточной окраине Бузулука и устроила себе келью. Существует предание, что будущую настоятельницу благословил преподобный Серафим Саровский, сказав при этом «Сосуд избранный».
Вскоре вокруг келии Евфимии Овсянниковой образовалась целая община из десяти человек, к которой присоединилась община из пяти человек во главе с Марией Аллемановой, родившейся в казачьем сословии.
Городское сообщество со вниманием и надеждой отнеслось к образованию неофициальной общины келейниц и выделило им в 1835 году 4 десятины на выгонной земле, по соседству с тем местом, где ныне располагается старое городское кладбище и район ул. Серго. Этот участок не примыкал к городским улицам и оказался впоследствии очень удобным для большого монастырского строительства. Численность общины возросла до 30 человек.
Евфимия Овсянникова начала хлопоты об официальном утверждении общины и подала рапорт епископу Оренбургскому и Уфимскому Иоанникию. Помощь в благом деле оказывала помещица и вдова Анна Иоанновна Путилова (урождённая Христ), известная бузулукская благотворительница и подвижница. Одно время даже решался вопрос, где собственно быть общине: в Бузулуке или в с. Таллы – имении А.И. Путиловой. В конце концов, возобладало первое мнение, а в Таллах был основан другой монастырь – Ключегорский, в честь Казанской иконы Божией Матери.
Оренбургский архиерей рапортом от 14 мая 1845 года ходатайствовал пред Святейшим Синодом об утверждении, по прошению Евфимии Овсянниковой, женской общины.
Святейший Правительствующий Синод 19 июля 1847 года определил:
1) Бузулукскую женскую общину, приняв под покровительство духовного и гражданского начальства, оставить на настоящем месте её поселения (в г. Бузулуке) и при тех же способах содержания, какие она имеет;
2) предоставить Обер-прокурору Святейшего Синода доложить о таковом определении Государю Императору.
2 августа 1847 года Император Николай I утвердил представление. Сообщая об этом событии, Святейший Синод указом от 18 августа за №9050 предписал составить правила для общины по примеру правил бывшей Московской Богородицкой женской общины. Настоятельницей была утверждена Евфимия Овсянникова.
В то время, пока в столице решался вопрос об открытии общины, будущая настоятельница сама находилась на берегах Невы, где производила необходимые хлопоты и сбор пожертвований, закупку утвари, книг и служебных облачений. В числе пожертвований, приобретённых ею в СанктПетербурге, значилась копия с явленной Тихвинской иконы Божией Матери, пожертвованная генеральшей Путятиной. Почитание этого образа в женской общине послужило наименованию монастыря, а потом почитание расширилось и до сего века бузулучане притекают к дорогой для них иконе.
Начались заботы по дальнейшему обустройству общинной жизни. В 1848 году на выделенной территории был возведён первый деревянный корпус с домовой больничной церковью во имя святителя Николая Мирликийского, чудотворца, на сельских землях налаживалась хозяйственная деятельность. Кругом обители была построена деревянная ограда, а с передней стороны устроена каменная стена. Возводились новые корпуса и хозяйственные постройки. В 1850 году был заложен Тихвинский собор. Для общины был назначен самостоятельный церковный причт. Жизнь общинниц заключалась в молитве и тяжёлых работах, но количество девиц и женщин, изъявлявших желание войти в общину, увеличивалось. В 1859 году Евфимия Герасимовна подала прошение епископу Самарскому и Ставропольскому Феофилу (†1865) с просьбой ходатайствовать о возведении Бузулукской женской общины в степень штатного монастыря (с 1851 года Бузулукский уезд находился в составе Самарской губернии). 19 декабря 1859 года Император утвердил определение Святейшего Синода о возведении Тихвинской женской общины в г. Бузулуке в степень штатного монастыря.
В феврале 1860 года настоятельница Евфимия Герасимовна и с нею 20 человек из старших сестёр были пострижены в рясофор, а в августе – в мантии. Настоятельница в монашестве получила имя Евгении. В ноябре того же 1860 года возведена в сан игумении.
Настоятельница общины, а затем и монастыря в течение короткого, даже по историческим меркам, времени, сумела организовать огромный объём строительных работ. Одновременно возводились храмы, здания для проживания и хозяйственные постройки. Последующие настоятельницы продолжили это дело. Так на окраине Бузулука возвысился прекрасный архитектурный комплекс. Храмы же были следующие:
• церковь домовая, деревянная, тёплая, на каменном фундаменте, без колокольни, однопрестольная, освящена во имя святителя и чудотворца Николая. Построена и освящена в 1848 году;
• соборная церковь каменная, холодная, пятиглавая, крестообразной формы с тремя престолами: в честь Тихвинской иконы Божией Матери, Архистратига Божия Михаила, первомученика и архидиакона Стефана. Освящена в 1861 году;
• домовый храм во имя Святой Живоначальной Троицы каменный, тёплый (отапливался 6 печами), примыкает к игуменскому корпусу. Осьмерик на храме деревянный, оштукатуренный. Заложен в
1865 году при игумении Евгении на средства благотворителей. Закончен и освящён в 1869 году В 1880 году был построен правый придел во имя святителя Митрофана Воронежского. Освящён 6 сентября 1881 года. Придел во имя святителя Феодосия Черниговского был устроен при игумении Валентине на левой стороне Троицкого храма и освящён епископом Самарским и Ставропольским Гурием 13 сентября 1897 года в пятидесятую годовщину существования монастыря.
В 1882 году начата постройка каменной колокольни. В 1890 году при игумении Валентине четырёхъярусная колокольня была завершена. В 1914 году главка колокольни была покрыта алюминием и украшена вызолоченными звёздами. Один из колоколов весил 308 пудов (5 тонн).
Священник Михаил Малиновский так описывал внешний вид монастыря: «При входе в монастырские ворота прежде всего представлялся взору монастырский пятиглавый собор, которого простая, но величественная архитектура и его самое положение на открытой, довольно обширной площади среди монастыря производила сильное впечатление на богомольца: так и чувствовалось, что здесь обитель богоугождения молитвенными подвигами. Вдали на восток за собором среди зелени деревьев виднелась скромная начальная церковь деревянная во имя святителя Николая, Мирликийского чудотворца, примыкающая к больничному деревянному корпусу. Эта простая скромная церковка, с простым, незатейливым крылечком, с обеих сторон окружённая зеленеющими палисадниками, своею трогательною простотою говорила сердцу о Всеблагом Творце окружающей природы и производила умиляющее на душу впечатление. И странно: такая внешняя простота сельская этого начального храма обители как будто говорила о благочестивом вкусе основательницы монастыря, простой крестьянской девицы; но внутри устройство храма как будто выдавало великие замыслы о будущности обители, которые предносились уму Евфимии Герасимовны».
С момента образования общины и до закрытия монастыря в 1929 году обителью управляло 8 человек:
• монахиня Евфросинья исполняющая должность настоятельницы. Управляла монастырём с 1866 года около
4 месяцев. Казначея Симбирского Спасского монастыря. По прошению вернулась в Симбирск;
• игумения Дорофея (Домника Петровна Зуева). Управляла с 1866 года по 12 августа
1870 года. Родилась в 1823 году в семье мордовских крестьян. В возрасте около 30 лет поступила в Самарскую Иверскую общину. В 1864 году была назначена настоятельницей Покровской женской общины г. Бугуруслана. В 1866 году переведена настоятельницей в Бузулукский монастырь. В 1870 году ушла на покой изза расстроенного здоровья, вернулась в Самарскую Иверскую обитель. Скончалась 29 июня
1901 года;
• игумения Мелитина (Марина Евграфовна Волгушева). Из государственных крестьян с. Лабазы (совр. Курманаевский район) Бузулукского уезда. Родилась в 1822 году. Несла послушание казначеи монастыря. Управляла с 12 августа 1870 года по 29 января
1888 года. В январе 1888 года попросилась на покой. Скончалась 6 марта 1892 года;
• монахиня Евсевия (Екатерина Гавриловна Храпова) – из государственных крестьян с. Кутуши (совр. Курманаевский район), родилась в 1821 году. Несла послушание казначеи монастыря;
• монахиня Клеопатра (Ксения Петровна Стуклова) – из государственных крестьян д. Репино Бузулукского уезда. Несла послушание благочинной монастыря. Управляли с 29 января 1889 года по 10 сентября 1889 года;
• игумения Валентина (Варвара Евфимиевна Озерова, урождённая Андреевна, вдова) – из дворянского сословия. Родилась 2 октября 1819 года в Симбирске. Бывшая начальница Самарского епархиального училища, монахиня КазанскоБогородицкого Ключегорского женского монастыря Бузулукского уезда. Управляла с августа-сентября 1889 года по 5 октября 1899 года;
• игумения Херувима (Елена Дмитриевна Волгушева) – из государственных крестьян с. Лабазы. Родилась в 1859 году. В монастыре с 8-летнего возраста. Управляла с 13 октября 1899 года по 1929 год. Несколько раз репрессирована советской властью. Расстреляна в 1937 году.
Первым священником обители (1850–1854) был Александр Муратов, скончавшийся в 1896 году. За ним следовали: священник Александр Бобровский (1854–1859), протоиерей Александр Петрович Островидов (1859–1892) – тайный и щедрый благотворитель монастыря, священник Прокопий Добросердов (1872–1894), протоиерей Александр Михайлович Преображенский с 1892 года, священник Михаил Малиновский (написавший очерк о монастыре) с 1894 года, протоиерей Василий Петрович Афонский, диакон Иоанн Петрович Краснослободской.
Подавляющее большинство насельниц монастыря, инокинь и послушниц, составляли крестьянки из сёл Бузулукского уезда, но в общине были дворянки и мещанки из Симбирска, Самары, Бузулука, крестьянки из сёл Оренбургской, Полтавской, Астраханской, Вятской губерний, девицы казачьего сословия.
В монастыре действовала прекрасная школа, иконописная и золотошвейная мастерские. Была своя мукомольная мельница, сукновальня, фруктовый сад, пасека, два рыбных пруда. В начале XX века был устроен водопровод. Насельницы исполняли послушания на сельских усадьбах: пахали землю, сеяли и собирали пшеницу и множество других обязанностей. Во время массового монастырского строительства сёстры готовили и подносили кирпич, качали воду из колодцев, месили раствор, рубили и вывозили лес из выделенных делянок. Послушницы и младшие сёстры брали пример с подвижниц благочестия, устраивавших свою духовную жизнь по образцу святых отцов, и тем самым влиявших на всю общину.
К монастырю по Высочайшей воле были отведены земельные угодья – 156 десятин, водяная мукомольная мельница о семи поставах, сукновальня и два озера для рыбной ловли. В 1915 году при монастыре земли усадебной вместе с погостом (кладбище было устроено с южной стороны) было 4 дес. 3115 кв. саж., пахотной – 822 дес., сенокосной – 151 дес. 3115 кв. саж.,
49 дес. 180 кв. саж. – чернолесья. Все земли общей площадью 1027 дес. 95 кв. саж. В том числе причтовой 10 дес. Качество монастырской земли нормальное, а причтовые наделы при дороге нередко вытаптывались. Дома для священнои церковнослужителей построены тщанием монастыря в 1874 и 1879 годах и составляли собственность монастыря.
Революционные потрясения не могли не коснуться монастыря. После установления советской власти начались реквизиции, хотя в обители к октябрю 1917 года подвизалось 336 монахинь и послушниц. Были изъяты финансовые средства, сокращены земельные угодья, поголовье скота, в 1921 году произошло изъятие церковных ценностей, из общины изымали здания. Сначала жилые и хозяйственные сооружения, а потом дошла очередь и до храмов. В 1926 году в общине числилось 64 монахини, 5 рясофорных послушниц, 56 послушниц и 80 послушниц, временно проживающих, то есть более 200 человек. 22 марта 1929 года на заседании Президиума Бузулукского районного исполнительного комитета было решено поддержать ходатайство Горсовета о передаче под строительство электростанции здание каменного храма женского монастыря. Речь, очевидно, шла о Тихвинском соборе.
В фондах Государственного архива Оренбургской области обнаружено несколько документов о закрытии монастырских храмов. В частности, выписка из протокола №41 заседания Малого Президиума Исполнительного Комитета Советов Самарского округа от 7 января 1930 года. 21 января 1930 года Президиум Исполнительного комитета советов Средневолжской области принял решение (протокол №78) «О закрытии 3 церквей бывшего женского монастыря г. Бузулука»: «Считаясь с ходатайством рабочих и служащих жел. дорожного узла ст. Бузулук о закрытии этих церквей, находящихся на территории красного рабочего городка, и возможностью удовлетворения потребности верующих Всехсвятской кладбищенской церкви – означенные три церкви закрыть, с передачей их под культурно-просветительские учреждения».
Из административного отдела Самарского окружного исполнительного комитета в Бузулукский административный отдел поступило предписание: «Препроводить для объявления общине верующих и в случае не поступления от них жалобы во ВЦИК, произвести ликвидацию, по исполнении сообщить».
25 января 1930 года решения органов власти были озвучены церковному совету монастыря. После чего Бузулукский административный отдел в феврале 1930 года приступил к закрытию храмов обители. Верующие горожане пытались бороться за храмы и написали прошение во ВЦИК на основании решений собрания от 5 февраля 1930 года. Но, как видно, все ходатайства остались неуслышанными. Монахини и прихожане закрытой в 1929 году Никольской станционной церкви стали молиться во Всехсвятской, или как её ещё называли в Бузулуке – кладбищенской церкви, построенной в начале XX века известными купцами Киселёвыми на городском кладбище, в память о своих родителях.
Сохранился один важный документ. Председатель приходского совета Ив. Ник. Шестаков предоставил в органы власти расписку в том, что для нужд кладбищенского храма из монастырской ризницы взяты иконы, некоторые богослужебные предметы и облачение: «одна икона Тихвинской Божией Матери серебр. риза с киотом, одно распятие деревянное, икона Скорбящей Божией Матери с киотом…». Значатся в этом небольшом списке и другие предметы. Важно отметить одну деталь, что из монастыря забрали Тихвинский образ, вероятно, тот самый, что привезла с собой из Санкт-Петербурга основательница обители. По имеющимся сведениям, небольшой по своим размерам Всехсвятский храм, ставший к тому времени главным храмом не только закрытого монастыря, но Бузулука и всего Бузулукского викариатства, был закрыт в 1937 году. Духовенство было расстреляно.
Игумения Херувима (Волгушева) была арестована в 1929 году, после отбывания заключения вернулась в Бузулук, повторно арестована в 1937 году и расстреляна 11 декабря. Не исключено, что настоятельница монастыря некоторое время содержалась под арестом в бывшем келейном корпусе, где была устроена пересыльная тюрьма. О том, что в части зданий закрытого женского монастыря было учреждение НКВД, пишет в своей книге В.В. Никитин. Репрессиям конца 1920–1930 годов подверглись и сёстры обители. Оставшиеся на свободе монахини и послушницы, но изгнанные властями из монастыря, в немалом количестве расселились в городе и окрестных сёлах, где снова возродили келейничество, которое протекало тайно. Нередко сёстры селились небольшими общинками по несколько человек, послушницы принимали тайные постриги. Есть свидетельство тому, что за старыми и пожилыми монахинями был организован уход.
Впоследствии оставшиеся верными своему монашескому призванию сёстры сыграли большую роль в возрождении легальной церковной жизни в 1945–1950 годы. Сохранив в годы гонений некоторые иконы, утварь и книги, монахини передали всё это в открывавшиеся храмы, где организовывали хоры. Считается, что именно так и была спасена главная святыня – Тихвинская икона Божией Матери. Образ этот и поныне обретается в храме Всех святых. Несколько монахинь дожили до начала 2000 годов и тем самым проложили живой мостик между двумя эпохами истории монастыря.
Возрождение монастыря в постсоветское время было объективным развитием православной истории Бузулука. Правда этот исторический шаг совершили не местные жители, но так же, как и в стародавние времена при поддержке бузулучан. В Вербное воскресенье 2000 года через кирпичные ворота храма Всех святых проследовала монахиня Феофилакта и с нею двенадцать сестёр из Иверского Выксунского женского монастыря. Возрождение обители происходило при духовном попечении архиепископа Оренбургского и Бузулукского Валентина (ныне митрополит Оренбургский и Саракташский), которого с полным основанием можно назвать одним из инициаторов возрождения женской монашеской жизни в Западном Оренбуржье. Деятельную роль в этом процессе сыграл благочинный Бузулукского округа протоиерей Леонид Антипов (ныне епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий). 19 июля
2000 года Священный Синод принял решение о преобразования городского прихода Всех святых в Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь. В марте 2001 года владыкой Валентином в монастыре были совершены первые постриги. Монахинями стали сёстры: Гавриила, Селафиила, Митрофания, Варнава, Феодосия, Ксения, инокинями: Николая, Стефания, Елисавета.
Сёстры возрождаемой обители поселились у врат храма. Рядом был заложен сестринский корпус. В селе Сухоречка была устроена хозяйственная подсобная усадьба и возведена часовня. Новая община благодаря своей настоятельнице стала оказывать заметное влияние на общественную жизнь Бузулука. Продолжились начатые протоиереем Борисом Сандаром попытки возвращения монастырской собственности, которой пользовалось предприятие Бузулукские Западные электрические сети, подразделение бывшего РАО ЕЭС. Однако процесс этот затянулся на долгие годы, и в зданиях храмов по состоянию на 1 января 2014 года ещё стоит тяжёлая техника. Исторические келейные корпуса используются как жилой фонд части горожан, проживающих по современной улице Серго. В советское время были полностью разрушены каменная ограда и колокольня, деревянный храм свт. Николая Чудотворца, захоронения настоятельниц, монастырское кладбище. До сего дня дожили здания Тихвинского и Троицкого соборов, которые понесли серьёзные утраты культовых частей, росписей, внутри сделаны большие перепланировки под производственные нужды и т.д. Монахиня Феофилакта подвизалась в Бузулуке чуть более шести лет и оставила обитель с частью сестёр 21 марта 2007 года.
В канун Вербного воскресенья 2006 года по благословению священноначалия в обитель приехала монахиня Пантелеимона (Кривенкова), которая по определению Священного Синода от 6 декабря 2006 года стала новой настоятельницей монастыря. До этого она несла послушание благочинной на скиту Рижского женского монастыря. 20 марта 2011 года возведена в сан игумении.
Игумения Пантелеимона, имеющая опыт продолжительной монастырской жизни, полученный ещё во времена СССР, особое внимание обратила на духовную жизнь общины. В то же время, благодаря постоянному попечению митрополита Валентина, настоятельницы и прибывшего на Бузулукскую кафедру епископа Бузулукского и Сорочинского Алексия органами государственной власти было принято решение о возвращении Церкви исторического комплекса монастыря. В 2013 году под руководством Ю.А. Гаврилова – директора ЗЭС, проводились активные работы по строительству новой базы энергетиков. Ожидается, что в ближайшие годы монастырь вернётся в свои родные стены.
В конце 2013 года в общине подвизалось 20 человек: настоятельница, схимонахиня, 12 монахинь, 4 инокини и одна послушница, кандидатка в послушницы. 4 сестры спасаются в монастыре с момента его возрождения. Распорядок дня следующий: сёстры просыпаются в 5.30, в 6 часов обитель открывается, в храме в это время уже звучит полунощница, трёхканноник, далее совершается монашеское правило, потом читаются часы и начинается Литургия, днём с молитвой на устах монахини и послушницы выполняют различные послушания. Далее следует вечернее богослужение, снова правило, и в завершение дня сёстры обходят крестным ходом с иконой территорию монастыря.
Монастырь – это храм Всех святых, старый корпус с трапезной, швейной мастерской, просфорней и несколькими кельями. Здание столь любимого бузулучанами храма ремонтируется, при этом сохраняется его исторический облик, сложившийся после достройки в 1970-х годах боковых крыльев (храм внесён в список вновь выявленных памятников регионального значения №1-Б от 18.05.1999 г.).
Бузулукский монастырь поддерживает отношения со Свято-Троицким Дивеевским женским, Троице-Сергиевым Рижским и Иверским Самарским женскими монастырями. Два архипастыря отечески опекают теперь обитель. В дни, когда митрополит Оренбургский и Саракташский Валентин официально представлял духовенству и пастве Бузулукской епархии епископа Алексия, второе по счёту богослужение, после службы в Никольском кафедральном соборе, было совершено в Свято-Тихвинском Богородицком женском монастыре.
Упрочив свою духовную жизнь, общине в скором времени предстоит решать сложные вопросы восстановления исторического архитектурного комплекса монастыря для того, чтобы в старинных стенах снова зазвучали слова молитв и начала совершаться Божественная литургия.

Исторический акт
Молебен на Троицу на бывшей территории монастыря (ныне возвращена монастырю)

Молебен на Троицу на бывшей территории монастыря (ныне возвращена монастырю)

После вступления в силу в начале 2000-х гг. закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» начались переговоры между энергетиками, региональными властями и представителями Русской Православной Церкви о возвращении исторического комплекса. С 1930-х гг. энергетики размещались в архитектурном комплексе женского монастыря, который власти закрыли в ходе гонений на Церковь. В храмах и келейных корпусах были устроена электростанция, производственные помещения и гаражи для автотехники. С 1990-х годов священноначалие Оренбургской и Бузулукской епархий вели активную работу по возвращению обители. Спустя продолжительное время было достигнуто взаимопонимание. Энергетики приступили к поиску нового места, которое выбрали на ул. Заречной. Строительство нового здания началось в 2012 г., завершилось в апреле 2015 г. Реализация столь масштабного проекта была продиктована и требованием времени – современное, крупное производственное отделение будет и далее осуществлять электроснабжение западного Оренбуржья, но уже в более приспособленных условиях. 14 мая 2015 года епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий с духовенством Бузулукской епархии совершил освящение новой базы ЗЭС.
11 июня 2015 года начался процесс передачи земель и производственных зданий Западных электрических сетей филиала ОАО «МРСК Волги» – «Оренбургэнерго» Бузулукской епархии. В церемонии приняли участие епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий, представители светской власти: губернатор ренбургской области Юрий Берг, заместитель генерального директора ОАО «МРСК Волги» – директор филиала «Оренбургэнерго» Виктор Кажаев, глава города Бузулука Валерий Рогожкин, депутат Законодательного собрания Иван Дикман, руководители энергетических предприятий региона. Встреча началась на прежней базе Западных электрических сетей с обзорной экскурсии по историческим зданиям женского монастыря. На церемонии, которая проходила в новом производственном комплексе на ул. Заречной, владыка Алексий как благословение всем, кто трудится в Западных электрических сетях, передал Тихвинскую икону Божией Матери. Юрий Берг поздравил энергетиков с окончанием строительства новой производственной базы. Глава региона отметил, что возвращение семнадцати объектов Бузулукской епархии, послужит укреплению духовного состояния общества. К началу июля энергетики практически переехали на новую базу.
9 июля 2015 года, в день празднования в честь Тихвинской иконы Божией Матери, Бузулуке состоялся не только престольный праздник Свято-Тихвинского Богородицкого женского монастыря, но и воистину историческое событие – было подписано соглашение о передаче (возвращении) Русской Православной Церкви исторического комплекса зданий и территории Свято-Тихвинского Богородицкого женского монастыря.
День начался с Божественной литургии в храме Всех Святых Свято-Тихвинского Богородицкого Бузулукского женского монастыря. Богослужения возглавили митрополит Оренбургский и Саракташский Валентин и епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий. Архиереям сослужили: протоиерей Евгений Сироткин – секретарь Оренбургской епархии, архимандрит Симеон (Холодков) – секретарь Северного территориального округа Бузулукской епархии, протоиерей Александр Бузыгин – старший священник монастыря, игумен Виталий (Климов) – настоятель храма Спасо-Преображения г. Бузулука, протоиерей Василий Илларионов, иерей Александр Тарасов, диакон Анатолий Андреев – секретарь Бузулукской епархии, диакон Давид Ганиев. Пел хор монастыря под управлением монахини Гавриилы. За богослужением молилась игумения Пантелеимона (Кривенкова) с сестрами. Радость события вместе с сестрами обители пришли разделить прихожане всех городских храмов. «Дождались» – так говорили православные бузулучане о событиях 9 июля.
По завершении Божественной литургии митрополит Валентин и епископ Алексий поблагодарили и вручили архиерейские грамоты, иконы Божией Матери «Тихвинская» тем людям, которые приложили немалые усилия, чтобы историческая собственность была возвращена монастырю.
Владыка Алексий в первую очередь поблагодарил главу митрополии: «Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка Валентин, мы благодарим вас, что пришли и разделили сегодня с нами эту радость возвращения обители Тихвинской Русской Православной Церкви. У истока этого события стояли вы, владыка Валентин вместе с губернатором Юрием Александровичем Бергом, вместе с матушкой игуменией, вместе с сестрами, электросетями под руководством Виктора Федоровича Кажаева, Юрия Алексеевича Гаврилова вымолили и до конца довели это дело. Сегодня мы торжественно принимаем нашу славную обитель. Я благодарю вас усердно, во-первых, за молитвы, ведь так ничего не делается, всякий дар свыше подается. Вашими Первосвятительскими молитвами, молитвами матушки игуменьи с сестрами это все случилось. И конечно, случилось это и благодаря порядочности руководства города и области, руководства электросетей…».
Заместитель генерального директора ОАО «МРСК Волги», директор филиала «Оренбургэнерго» Виктор Кажаев, депутат Законодательного собрания Игорь Сухарев, глава города Бузулука Валерий Рогожкин, директор Западных электрических сетей Юрий Гаврилов – все они в день празднования в честь Тихвинской иконы Божией Матери присутствовали на богослужении. Глава Бузулукского района Владимир Садов был удостоен Патриаршего знака «В честь 700-летия преподобного Сергия Радонежского» за вклад в духовно-культурное развитие сельских территорий.
Торжественная церемония подписания соглашения по безвозмездной передаче (возвращению) архитектурного комплекса монастыря проходила в бывшем в XX веке производственным помещением ЗЭС Троицком соборе, где до сих пор сохранилась храмовая роспись. Документ подписали заместитель генерального директора ОАО «МРСК Волги», директор филиала «Оренбургэнерго» Виктор Кажаев и настоятельница Свято-Тихвинского Богородицкого женского монастыря игумения Пантелеимона (Кривенкова).
Со словами поздравлений к присутствующим обратились митрополит Оренбургский и Саракташский Валентин, епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий, игумения Пантелеимона (Кривенкова), энергетики, депутат Законодательного собрания Игорь Сухарев, глава города Бузулука Валерий Рогожкин. Все они единодушно посчитали, что церемония, которая по разным причинам несколько раз переносилась, не случайно выпала на день празднования в честь Тихвинской иконы Божией Матери.
Митрополит Валентин, в частности, сказал: «Я думаю, что нужно записать на поминовение о здравии Светлану Владимировну Медведеву, с которой мне приходилось тоже встречаться, и она тоже помогла нам в оформлении этих событий, этих документов. Мы видим, что проявляются иконы, которые были написаны здесь еще до революции. Я помню, когда мы были с ныне покойным Александром Харлампьевичем Заверюхой, он возмущался: „Неужели не отдадут вам эти храмы?!“. И сейчас мы присутствуем здесь, когда нам все передали. Еще раз вас благодарю сердечно, Виктор Федорович! Дай Бог, чтоб Господь помог вам в вашем нелегком деле, в труде на созидание народу света. А Господь тоже Свет – Свет истины, который освещает каждого. Вы трудитесь так же для людей, поэтому будем надеяться, что это общий труд и люди будут благодарны. Церковь всегда учит добру, и Свет Христов освещает всех».
Отметили также, что по воле Божией историческая справедливость восторжествовала, и монастырь почти через сто лет вновь обрел свои земли и здания. Впереди труды по восстановлению исторического облика обители, где теперь будут звучать не станки и производственные механизмы, а молитвы.

Автор: Сергей Колычев, кандидат исторический наук,
руководитель пресс-службы Бузулукской епархии

Приведено по материалам издания:
Оренбуржье православное: история и современность. – Оренбург, 2014.

На ту же тему
 К посетителям сайта

Книги можно приобрести в Оренбургском информационном центре по адресу: г. Оренбург, ул. Советская, 27 (под башней с курантами)

Свежие записи
Святой Владимир над Обителью Милосердия
Саракташской Обители Милосердия — 25 лет
Профессия инженер-журналист
Оренбургская епархия в прошлом. 1743 — 1917 годы
Гонения советского периода в Оренбургской епархии
Слово дилетанта © 2018   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх